История повседневности представляет собой отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности в ее историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах1. В центре внимания истории повседневности, реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость, в качестве цельного жизненного мира. Кроме того, данное направление включает комплексное исследование этой реальности людей разных социальных слоев, их поведения и эмоциональных реакций на события.
Представление о повседневной жизни зависит во многом от изменений ментальных установок населения в целом. Властные решения, безусловно, могут инициировать их трансформацию. Однако истинно глубокие перемены связаны с общими социально-экономическими процессами. Действительно, Петр I посредством комплекса нормативных решений осуществил переворот цивилизационного уровня. Но повседневность основной массы населения он не затронул: люди продолжали вести традиционный образ жизни, руководствуясь патриархальными представлениями о нормах и аномалиях2. Не оказали существенного влияния на систему нравственных ценностей народа реформаторские начинания Екатерины II и идеи просвещенного абсолютизма. В первой половине XIX в. главенствующую роль в формировании ментальных установок стала играть дворянская культура с характерной для нее раздвоенностью, усугублявшейся практиками повседневной жизни русских дворян, занимавших промежуточное положение между городскими и сельскими жителями
История повседневности представляет собой отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности в ее историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах1. В центре внимания истории повседневности, реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость, в качестве цельного жизненного мира. Кроме того, данное направление включает комплексное исследование этой реальности людей разных социальных слоев, их поведения и эмоциональных реакций на события.
Представление о повседневной жизни зависит во многом от изменений ментальных установок населения в целом. Властные решения, безусловно, могут инициировать их трансформацию. Однако истинно глубокие перемены связаны с общими социально-экономическими процессами. Действительно, Петр I посредством комплекса нормативных решений осуществил переворот цивилизационного уровня. Но повседневность основной массы населения он не затронул: люди продолжали вести традиционный образ жизни, руководствуясь патриархальными представлениями о нормах и аномалиях2. Не оказали существенного влияния на систему нравственных ценностей народа реформаторские начинания Екатерины II и идеи просвещенного абсолютизма. В первой половине XIX в. главенствующую роль в формировании ментальных установок стала играть дворянская культура с характерной для нее раздвоенностью, усугублявшейся практиками повседневной жизни русских дворян, занимавших промежуточное положение между городскими и сельскими жителями