По характеру функций могут быть выделены населенные пункты, специализирующиеся на промышленном производстве, строительстве и транспорте. По административно-политическому значению выделяют столичные города, центры краев и областей, автономных республик, центры низовых административных районов. Три указанных признака лежат в основе функциональной типологии городов. По совокупности этих признаков можно выделить: 1)Многофункциональные столичные города (Москва, Санкт-Петербург). Такие города обычно относятся к крупным или крупнейшим. Наряду с развитием промышленности, транспорта и других сфер для этих городов характерна высокая степень развития административно-политических и культурно-просветительных функций. 2)Многофункциональные центры автономных республик и областные центры. Как правило, это большие и средние города. 3)Индустриальные центры. Они относятся преимущественно к большим и средним городам. Индустриальным центрам присущ наибольший удельный вес занятых в промышленности, строительстве и на транспорте (в основном 70—80 %). 4)Малые города. Для них характерно преимущественное развитие организационно-хозяйственных, торгово-распределительных, административно-культурных функций. Промышленность и транспорт здесь, как правило, имеют местное значение. Транспортные города. Это преимущественно малые и средние города. 5)Города — оздоровительные центры, где высокий удельный вес занятых в здравоохранении (свыше 10%). 6)Города — научно-экспериментальные центры. Ведущей функцией является научное обслуживание. По численности населения они относятся к группе средних и малых. Наряду с перечисленными функциональными типами городов возможно выделение и других, промежуточных, типов по отношению к перечисленным, и новых (например, города-спутники, выполняющие функции "жилых филиалов" близлежащего крупного города, агрогорода, города — центры туризма). Приведенная классификация городов не является единственной. Так, например, известны попытки классификации малых городов.
По характеру функций могут быть выделены населенные пункты, специализирующиеся на промышленном производстве, строительстве и транспорте.
По административно-политическому значению выделяют столичные города, центры краев и областей, автономных республик, центры низовых административных районов.
Три указанных признака лежат в основе функциональной типологии городов. По совокупности этих признаков можно выделить:
1)Многофункциональные столичные города (Москва, Санкт-Петербург). Такие города обычно относятся к крупным или крупнейшим. Наряду с развитием промышленности, транспорта и других сфер для этих городов характерна высокая степень развития административно-политических и культурно-просветительных функций.
2)Многофункциональные центры автономных республик и областные центры. Как правило, это большие и средние города.
3)Индустриальные центры. Они относятся преимущественно к большим и средним городам. Индустриальным центрам присущ наибольший удельный вес занятых в промышленности, строительстве и на транспорте (в основном 70—80 %).
4)Малые города. Для них характерно преимущественное развитие организационно-хозяйственных, торгово-распределительных, административно-культурных функций. Промышленность и транспорт здесь, как правило, имеют местное значение.
Транспортные города. Это преимущественно малые и средние города.
5)Города — оздоровительные центры, где высокий удельный вес занятых в здравоохранении (свыше 10%).
6)Города — научно-экспериментальные центры. Ведущей функцией является научное обслуживание. По численности населения они относятся к группе средних и малых.
Наряду с перечисленными функциональными типами городов возможно выделение и других, промежуточных, типов по отношению к перечисленным, и новых (например, города-спутники, выполняющие функции "жилых филиалов" близлежащего крупного города, агрогорода, города — центры туризма). Приведенная классификация городов не является единственной. Так, например, известны попытки классификации малых городов.