Исторический опыт свидетельствует: религиозные системы играют важную роль в жизни народов, обеспечивают общность фундаментальных ценностей и тем самым единство и взаимосвязь между людьми. Особенности менталитета народа также во многом связаны с религией. В истории русского православия можно найти и неоспоримо привлекательные, героические страницы, и периоды, о которых сама Церковь сегодня вспоминает с неохотой. Поэтому для научного исследования недопустимо ни преувеличивать, ни игнорировать те или иные стороны деятельности Церкви, затушевывать или абсолютизировать реальное, достаточно противоречивое значение религиозно-церковной православной традиции в развитии российской государственности, ее влияние на различные сферы жизни народа.
Рис. Икона Богоматери "Умиление". Конец XIV — начало XV в.
Сегодня в литературе нередко высказывается мнение, что Русская Православная Церковь (РПЦ), выполняя позитивную роль в X—XVI вв., в дальнейшем начинает отставать от социальных потребностей, становится тормозом общественного развития, превращаясь, особенно в духовной сфере, в обскурантистскую силу. И хотя определенные основания для такого вывода,
— 69 —
несомненно, есть, делать его надо с очень многими оговорками, иначе получится слишком упрощенная схема. Церковь в российской истории никогда не эволюционировала в одном направлении, у нее и после XVI в. были свои заслуги. То, что она отставала от потребностей развития буржуазных общественных отношений, тормозила, особенно в XIX — начале XX в., исторический прогресс в стране — факт очевидный. Но вместе с тем не следует полностью перечеркивать определенные позитивные стороны деятельности ряда церковных институтов, учитывая, что разветвленные структуры Русской Православной Церкви были весьма неоднородны и многоплановы в социальном отношении. В истории многонационального Российского государства православие всегда имело важное значение, и его влияние на духовную жизнь общества было огромным. Образование межплеменных этнических общностей обычно сопровождалось серьезными изменениями не только в политической жизни людей, но и в жизни духовной. Значительным событием в ранней истории большинства европейских народов стало их приобщение к миру христианских ценностей, христианских воззрений на жизнь. Духовным водоразделом, отделившим одно социально-нравственное состояние русского человека от другого, положившим начало новой эпохе в истории не только Киевской Руси, но и всего исторического развития, стало принятие христианства. Об истории крещения Руси существует весьма обширная научная литература, по-разному трактовавшая это событие в зависимости от обстоятельств. В последнее время в связи с изменениями в российском обществе произошел перелом в осмыслении данного фактора в историко-социальном и культурно-нравственном плане. Период отрицания позитивного влияния христианства уступил вдумчивому, хотя и не всегда однозначному анализу роли христианства в судьбах России и русского народа в контексте европейской и мировой цивилизации. Православное крещение остается одной из наиболее ярких страниц русской истории. Следует отметить несколько точек зрения на причины христианизации Руси. Уже современники этих событий пытались объяснить смысл произошедших перемен. Так, в арабских и византийских источниках крещение Руси связывали с женитьбой князя Вла-
Рис. Икона Богоматери "Умиление". Конец XIV — начало XV в.
Сегодня в литературе нередко высказывается мнение, что Русская Православная Церковь (РПЦ), выполняя позитивную роль в X—XVI вв., в дальнейшем начинает отставать от социальных потребностей, становится тормозом общественного развития, превращаясь, особенно в духовной сфере, в обскурантистскую силу. И хотя определенные основания для такого вывода,
— 69 —
несомненно, есть, делать его надо с очень многими оговорками, иначе получится слишком упрощенная схема. Церковь в российской истории никогда не эволюционировала в одном направлении, у нее и после XVI в. были свои заслуги. То, что она отставала от потребностей развития буржуазных общественных отношений, тормозила, особенно в XIX — начале XX в., исторический прогресс в стране — факт очевидный. Но вместе с тем не следует полностью перечеркивать определенные позитивные стороны деятельности ряда церковных институтов, учитывая, что разветвленные структуры Русской Православной Церкви были весьма неоднородны и многоплановы в социальном отношении. В истории многонационального Российского государства православие всегда имело важное значение, и его влияние на духовную жизнь общества было огромным.
Образование межплеменных этнических общностей обычно сопровождалось серьезными изменениями не только в политической жизни людей, но и в жизни духовной. Значительным событием в ранней истории большинства европейских народов стало их приобщение к миру христианских ценностей, христианских воззрений на жизнь. Духовным водоразделом, отделившим одно социально-нравственное состояние русского человека от другого, положившим начало новой эпохе в истории не только Киевской Руси, но и всего исторического развития, стало принятие христианства.
Об истории крещения Руси существует весьма обширная научная литература, по-разному трактовавшая это событие в зависимости от обстоятельств. В последнее время в связи с изменениями в российском обществе произошел перелом в осмыслении данного фактора в историко-социальном и культурно-нравственном плане. Период отрицания позитивного влияния христианства уступил вдумчивому, хотя и не всегда однозначному анализу роли христианства в судьбах России и русского народа в контексте европейской и мировой цивилизации.
Православное крещение остается одной из наиболее ярких страниц русской истории. Следует отметить несколько точек зрения на причины христианизации Руси. Уже современники этих событий пытались объяснить смысл произошедших перемен. Так, в арабских и византийских источниках крещение Руси связывали с женитьбой князя Вла-