Европейский Юг – это самый многонациональный район России. Здесь проживает около сорока трёх народов, которые обладают самостоятельными языками. Особенно многообразен национальный состав в горах. Многонациональность – это следствие сложной и длительной истории формирования района. Задолго до нашей эры по равнинам Европейского Юга кочевали скифы. В горах жили многочисленные оседлые племена. Славяне, преобладающие сейчас на равнинных территориях, появились здесь в девятом веке нашей эры. Они основали здесь Тмутараканское княжество. Его центром был
Настоящая русская колонизация
Поговорим о народах Северного Кавказа. Каковы особенности их культуры? Планировка и застройка населённых пунктов на Кавказе часто диктуется особенностями рельефа. Земель, пригодных для обработки, в горах очень мало, и строить на них дома – недопустимое расточительство. Поэтому многие селения расположены на склонах, порой настолько крутых, что двором верхнего дома является крыша нижнего.
Примерами этого служат аулы. В горах Кавказа, особенно в Дагестане, аул — это укреплённое поселение. Дома в аулах строятся обычно из камня на горном склоне или у отвесной стены для защиты поселения от неожиданного нападения.
Горный аул
Дома, как правило, с одним или двумя этажами, расположены уступами, чтобы противник не смог добраться до них по дороге. Обычно дома обращены фасадом на юг, чтобы в зимнее время извлекать пользу от солнечного света и иметь защиту от холодных северных ветров. Аулы находились в большей мере около пастбищ и источников воды, но иногда бывало и обратное. В девятнадцатом веке, когда Россия вела войны на Кавказе, аулы были весьма труднопреодолимыми оборонительными пунктами и могли быть захвачены, в большинстве случаев, лишь с штурма.
Примечательно то, что на Северном Кавказе славянское население традиционно называет аулами все населённые пункты сельского типа с нехристианским населением. При этом по общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления, аулами числятся сельские населённые пункты в Адыгее, Краснодарском крае и Карачаево-Черкесии . В других республиках региона, а также в Ставропольском крае, такие населённые пункты официально числятся сёлами, но в быту и местных публикациях зовутся аулами.
Очень интересны собой так называемые «башенные поселения», особенно распространённые в горной Ингушетии. Для обороны от врагов даже жилые дома здесь строились в форме небольших каменных башен – укреплений. Как, например, средневековый комплекс оборонно-сторожевых ингушских башен Вовнушки. Это один из самых ярких и экзотических башенных комплексов среди оборонительных строений древней Ингушетии.
Средневековый комплекс оборонно-сторожевых ингушских башен Вовнушки
Является уникальным памятников ингушской архитектуры. Он состоит из трёх основных башен, две из которых стоят на вершине одной скалы и одна – на противоположной. Башни комплекса издалека привлекают к себе внимание. Они расположены в живописном ущелье реки Гулай-хи на фоне впечатляющих скал и хребтов Кавказа. Башни сложены из камня и выглядят как естественное продолжение скал, на вершинах которых они построены. Они представляют собой четырёхэтажные строения усечённой пирамидальной формы с плоскими крышами и узкими окнами-бойницами.
Особенность горных районов Северного Кавказа – это широкое развитие народных художественных промыслов. Среди них: ковроткачество, художественная обработка металла, производство ювелирных изделий, резьба по камню и дереву и многое другое. Мировой известностью пользуются изделия мастеров аула Унцукуль. Это один из древнейших аулов нагорного Дагестана. Унцукульцы были известны в горах как хорошие мастера ремесленных дел. Селение Унцукуль известно, как центр художественной насечки металлом по дереву. Это очень редкая разновидность художественного ремесла. Унцукульцы делали различные
Дагестан и Ингушетия по уровню жизни населения занимают одно из последних мест среди регионов Российской Федерации. А вот по продолжительности жизни – лидирующие места. Это ещё одно свидетельство того, что главные факторы здоровья – это образ жизни и отношения между людьми, а вовсе не объём потребляемых благ.
Рассмотрим самые знаменитые традиции народов Северного Кавказа. Одна из первых ассоциаций со словом «Кавказ» — гостеприимство. Традиции гостеприимства прочно укоренились в культурах народов Кавказа: они до сих пор существуют и во многом определяют быт горцев. У каждого кавказского народа существовали собственные традиции, связанные с гостеприимством, но они имели много общих черт. У горцев бытовало поверье: насколько хорошо ты примешь гостя, настолько и воздаст тебе Всевышний. Убеждение, что гость приносит с собой счастье и благополучие семье, прочно утвердилось в сознании горцев. Хозяин не имел права отказать гостю в приюте. За отказ принимать гостя человек мог не только потерять социальный престиж, но и быть изгнанным из общины.
В музее собрано более 25 видов разнообразных камней и минералов. Наш музей носит название известного ученого, минеролога и академика Александра Евгеньевича Ферсмана. Всю свою жизнь он посвятил изучению камней и минералов, ездил в дальние края, изучал самоцветы, драгоценные камни и минералы. Главный экспонат нашего музея шкатулка, украшенная самоцветами, в ней хранятся различные камни. В музеи есть картины из крошки уральских самоцветов, на одной из них изображен пейзаж, когда любуешься этой картиной, то вспоминаешь сказку Бажова «Малахитовая шкатулка» и прекрасную Хозяйку Медной горы. В музеи находятся экспонаты из нефрита: подсвечник, лягушка и символ мудрости - сова из нефрита. Также в музеи есть изделия из янтаря, нефрита, сердолика, лазурита, агата и лунного камня.
Европейский Юг – это самый многонациональный район России. Здесь проживает около сорока трёх народов, которые обладают самостоятельными языками. Особенно многообразен национальный состав в горах. Многонациональность – это следствие сложной и длительной истории формирования района. Задолго до нашей эры по равнинам Европейского Юга кочевали скифы. В горах жили многочисленные оседлые племена. Славяне, преобладающие сейчас на равнинных территориях, появились здесь в девятом веке нашей эры. Они основали здесь Тмутараканское княжество. Его центром был
Настоящая русская колонизация
Поговорим о народах Северного Кавказа. Каковы особенности их культуры? Планировка и застройка населённых пунктов на Кавказе часто диктуется особенностями рельефа. Земель, пригодных для обработки, в горах очень мало, и строить на них дома – недопустимое расточительство. Поэтому многие селения расположены на склонах, порой настолько крутых, что двором верхнего дома является крыша нижнего.
Примерами этого служат аулы. В горах Кавказа, особенно в Дагестане, аул — это укреплённое поселение. Дома в аулах строятся обычно из камня на горном склоне или у отвесной стены для защиты поселения от неожиданного нападения.
Горный аул
Дома, как правило, с одним или двумя этажами, расположены уступами, чтобы противник не смог добраться до них по дороге. Обычно дома обращены фасадом на юг, чтобы в зимнее время извлекать пользу от солнечного света и иметь защиту от холодных северных ветров. Аулы находились в большей мере около пастбищ и источников воды, но иногда бывало и обратное. В девятнадцатом веке, когда Россия вела войны на Кавказе, аулы были весьма труднопреодолимыми оборонительными пунктами и могли быть захвачены, в большинстве случаев, лишь с штурма.
Примечательно то, что на Северном Кавказе славянское население традиционно называет аулами все населённые пункты сельского типа с нехристианским населением. При этом по общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления, аулами числятся сельские населённые пункты в Адыгее, Краснодарском крае и Карачаево-Черкесии . В других республиках региона, а также в Ставропольском крае, такие населённые пункты официально числятся сёлами, но в быту и местных публикациях зовутся аулами.
Очень интересны собой так называемые «башенные поселения», особенно распространённые в горной Ингушетии. Для обороны от врагов даже жилые дома здесь строились в форме небольших каменных башен – укреплений. Как, например, средневековый комплекс оборонно-сторожевых ингушских башен Вовнушки. Это один из самых ярких и экзотических башенных комплексов среди оборонительных строений древней Ингушетии.
Средневековый комплекс оборонно-сторожевых ингушских башен Вовнушки
Является уникальным памятников ингушской архитектуры. Он состоит из трёх основных башен, две из которых стоят на вершине одной скалы и одна – на противоположной. Башни комплекса издалека привлекают к себе внимание. Они расположены в живописном ущелье реки Гулай-хи на фоне впечатляющих скал и хребтов Кавказа. Башни сложены из камня и выглядят как естественное продолжение скал, на вершинах которых они построены. Они представляют собой четырёхэтажные строения усечённой пирамидальной формы с плоскими крышами и узкими окнами-бойницами.
Особенность горных районов Северного Кавказа – это широкое развитие народных художественных промыслов. Среди них: ковроткачество, художественная обработка металла, производство ювелирных изделий, резьба по камню и дереву и многое другое. Мировой известностью пользуются изделия мастеров аула Унцукуль. Это один из древнейших аулов нагорного Дагестана. Унцукульцы были известны в горах как хорошие мастера ремесленных дел. Селение Унцукуль известно, как центр художественной насечки металлом по дереву. Это очень редкая разновидность художественного ремесла. Унцукульцы делали различные
Дагестан и Ингушетия по уровню жизни населения занимают одно из последних мест среди регионов Российской Федерации. А вот по продолжительности жизни – лидирующие места. Это ещё одно свидетельство того, что главные факторы здоровья – это образ жизни и отношения между людьми, а вовсе не объём потребляемых благ.
Рассмотрим самые знаменитые традиции народов Северного Кавказа. Одна из первых ассоциаций со словом «Кавказ» — гостеприимство. Традиции гостеприимства прочно укоренились в культурах народов Кавказа: они до сих пор существуют и во многом определяют быт горцев. У каждого кавказского народа существовали собственные традиции, связанные с гостеприимством, но они имели много общих черт. У горцев бытовало поверье: насколько хорошо ты примешь гостя, настолько и воздаст тебе Всевышний. Убеждение, что гость приносит с собой счастье и благополучие семье, прочно утвердилось в сознании горцев. Хозяин не имел права отказать гостю в приюте. За отказ принимать гостя человек мог не только потерять социальный престиж, но и быть изгнанным из общины.