Компания является экспортером туркменской нефти, отправляемой из
порта Красноводск на судах-танкерах смешанного (река-море) плавания (не-
большие суда грузоподъемностью 3-5 тыс. т). Груз следует из порта Красно-
водск по Каспию и по Волго-Донской системе до украинского порта Мариу-
поль. Осуществляя подобного рода схему перевозки, фирма оплачивает тран-
зит по территории России.
В порту Мариуполь груз (нефть и нефтепродукты) выгружается в неф-
тяные емкости и находится в них до подхода иностранного судна, которое
забирает нефть для доставки в одну из западно-европейских стран. Таким об-
разом, по данной схеме доставки груза фирма, помимо транзита по террито-
рии России, оплачивает транзитное хранение на территории Украины.
77
Желая избежать транзитного хранения, фирма заключила договор с ино-
странной компанией о том, что последняя будет подавать свои танкеры в порт
Мариуполь точно в срок прихода судна из Туркмении. Оба судна в порту
Мариуполь швартуются борт об борт, и перекачка груза идет из одного судна
в другое с использованием судового оборудования.
Задание. Предложите дальнейшие возможные пути рационализации
схемы перевозки и перегрузки нефтепродуктов по контрактам указанной
фирмы;
1. Изучение альтернативных маршрутов доставки: Фирма может провести исследования и анализ с целью определения более эффективных маршрутов для доставки нефтепродуктов из порта Красноводск в западно-европейские страны. Это могут быть маршруты, которые обходят транзит через Россию или используют другие порты или транспортные средства. В результате исследования, фирма может выбрать наиболее оптимальный вариант с точки зрения стоимости и времени доставки.
2. Установление прямого контракта с украинским портом: Фирма может рассмотреть возможность заключения прямого контракта с украинским портом Мариуполь на предоставление услуги по приему и доставке нефтепродуктов на суда-танкеры. Это позволит избежать транзитного хранения на территории Украины и сэкономить на соответствующих затратах.
3. Возможность строительства собственного нефтяного терминала: Фирма может рассмотреть возможность строительства собственного нефтяного терминала в одном из портов на пути следования нефтепродуктов. Это позволит иметь свою инфраструктуру для перегрузки и хранения груза, что повысит контроль над логистическими процессами и обеспечит возможность снижения затрат.
4. Установление дополнительных методов транспортировки: Фирма может рассмотреть возможность добавления других методов транспортировки нефтепродуктов для доставки до западно-европейских стран. Например, использование железных или трубопроводных систем, которые могут быть более эффективными с точки зрения стоимости и скорости доставки. В этом случае, фирма может провести анализ затрат и осуществимости данных методов и выбрать оптимальный вариант.
5. Внедрение новых технологий и оборудования: Фирма может рассмотреть возможность внедрения новых технологий и оборудования для улучшения процессов перегрузки нефтепродуктов из одного судна в другое. Например, использование автоматизированных систем перегрузки или терминалов с повышенной производительностью. Это поможет сократить время перегрузки и повысить эффективность операций.
В целом, для рационализации схемы перевозки и перегрузки нефтепродуктов фирма может провести анализ существующей системы, изучить альтернативные варианты и внедрить новые технологии, чтобы оптимизировать процессы доставки и сократить затраты. Конкретные решения должны быть основаны на анализе стоимости, времени доставки и других факторов, которые влияют на эффективность логистической схемы.