Все дороги ведут на север Вопрос о глубинных корнях русского народа, других народов Земли всегда волновал русские умы. С него, собственно, и начинается Несторова летопись. Здесь явственно обозначена начальная точка отсчета нового витка истории человечества, последовавшего после глобальной мировой катастрофы, и резкого изменения лика планеты (в Библии данный вселенский катаклизм кратко именуется «потопом»). «По потопе, — сообщает летописец, — трое сыновей Ноя разделили землю, Сим, Хам, Иафет».[19] В те времена, как особо подчеркивается в Лаврентьевском и других русских летописных сводах, «был единый народ». Эти знаменательные слова Начальной летописи по существу представляют собой формулу одного из исходных тезисов настоящей книги, опирающейся на концепцию единого происхождения языков и народов мира. В дальнейшем, согласно древнейшему летописному своду — «Повести временных лет», Иафет стал родоначальником основной массы европейских народов, включая славяно-русские племена. Данная точка зрения, однако, не является единственной. По-иному излагается предыстория человечества в популярном и достаточно распространенном в средневековой Руси апокрифе, кратко именуемом «Откровение Мефодия Патарского о Мунте сыне Ноевом». Хотя Мефодий епископ Патарский является одним из канонизированных Отцов церкви, принадлежность ему неканонической версии древнейшей истории ортодоксальными богословами отрицается, а само «Откровение о Мунте» включено в индекс отреченных (запрещенных) книг. Как известно, в Библии ничего не говорится о четвертом сыне Ноя, поименованном Мунтом (в некоторых списках апокрифа он назван внуком). Но так как первоисточники библейских текстов давно утрачены, а сами они неоднократно переделывались, — вполне вероятно, что истинный автор Сказания о Мунте, которое впоследствии Мефодий Патарский включил в свое Откровение, опирался на недошедший до нас первоисточник. В нем весьма логично представлено послепотопное разделение Земли по четырем странам света: Симу досталась «восточная страна земля» (Восток), Хаму — «полуденная страна земля» (Юг), Яфету (Иафету) — «западная страна земля» (Запад), Мунту — «полунощная страна земля» (Север).[20] По апокрифической версии, именно Мунт и был перво-предком всех северных народов, включая и славяно-русские. Иафет же на каком-то этапе присылал к братцу людей для оказания в строительстве северной град-столицы.[21] Но Мунт был не только прапредком северных народов и устроителем северных земель. Согласно апокрифу, он стал еще и основателем астрономии как науки и основоположником «острономейной мудрости», то есть, по существу, — космической философии. «Мунт живяше на полунощной стране, и прият дар много и милость от Бога и мудрость острономейную обрете». Первая книга по астрономии также принадлежит Мунту. А составил «сию книгу острономию» Мунт вопреки предостережениям Архангела Михаила,[22] бросив вызов Божьему посланнику и самим небесам. Тем самым он уравнял силу человеческого разума с космическими силами и положил начало мировому космизму.
Основным почвенным покровом Иркутской области являются элювиальные и делювиальные отложения, которые прикрывают коренные породы и четвертичные пласты. Преобладают подзолистые почвы, также на территории имеются черноземы и болота можно встретить солончаковые и солонцеватые типы почв. Для горных районов характерен горно-лесной, горно-тундровый и подзолистый тип почвы с обнажениями коренных пород и каменистых россыпей. Большее разнообразие почвенного покрова можно встретить в таежных районах южной части Среднесибирского плоскогорья. Здесь начиная с Окско-Ангарского и Ангаро-Ийского междуречий можно наблюдать такие виды почв как дерново-лесная и дерново-карбонатная, в этих местах почти нет подзолистых почв. А вот к западу от реки Оки как раз преобладают дерново-подзолистые почвы. Под лесным массивом и водораздельных пространствах преимущественно слабоподзолистая почва (глубина около 10 см), а под пашней серые деградированные почвы (почва с ухудшенным плодородием). В лесостепных районах Иркутской области на карбонатных породах (преобладание минералов кальцита и доломита на глубине до 1000 метров) расположены дерново-карбонатные почвы (содержат большое количество гумуса). На открытых южных склонах встречаются маломощные выщелоченные черноземы. На низменных участках преобладание засоленных почв (большое количество минеральных солей). Самыми продуктивными с точки зрения сельского хозяйства являются земли расположенные на юге Иркутской области. Это территория предгорий Восточных Саян, Тулуно-Иркутская лесостепь, лесостепь, которая протянулась вдоль речных долин таких рек как: Ангара, Ока, Куда, Оса и далее через междуречье в верховья реки Лены. В большом количестве здесь наблюдаются слабоподзолистые почвы и дерново-подзолистые с участками черноземной почвы ее общая площадь равна 100 000 гектар. Именно эти лесостепные участки являются основными сельскохозяйственными угодьями. Содержание гумуса (основное питательное вещество необходимое для роста растений) в этих почвах достигает 50%, что существенно для Иркутской области, на ее территории гумус не превышает 5%. На территории Иркутской области можно выделить четыре почвенно-географических района: 1) Восточно-Саянский и Витимский горные районы преобладают каменистые, горно-тундровые, болотистые, торфяно-подзолистые, а на горных склонах сильноподзолистые почвы; 2) Присаянский лесостепной район преимущественно заболоченные участки на них болотные и сильноподзолистые почвы; 3) Лено-Ангарский таежный район преобладание коричневой слабоподзолистой почвы расположенной на карбонатных породах. В южной части района встречается чернозем, а по речным долинам почва солончаковая и солонцеватая. 4) Приангарский район есть небольшие районы чернозема, основной состав это слабоподзолистые серые и бурые почвы и иловато-болотные.
Вопрос о глубинных корнях русского народа, других народов Земли всегда волновал русские умы. С него, собственно, и начинается Несторова летопись. Здесь явственно обозначена начальная точка отсчета нового витка истории человечества, последовавшего после глобальной мировой катастрофы, и резкого изменения лика планеты (в Библии данный вселенский катаклизм кратко именуется «потопом»). «По потопе, — сообщает летописец, — трое сыновей Ноя разделили землю, Сим, Хам, Иафет».[19] В те времена, как особо подчеркивается в Лаврентьевском и других русских летописных сводах, «был единый народ». Эти знаменательные слова Начальной летописи по существу представляют собой формулу одного из исходных тезисов настоящей книги, опирающейся на концепцию единого происхождения языков и народов мира.
В дальнейшем, согласно древнейшему летописному своду — «Повести временных лет», Иафет стал родоначальником основной массы европейских народов, включая славяно-русские племена. Данная точка зрения, однако, не является единственной. По-иному излагается предыстория человечества в популярном и достаточно распространенном в средневековой Руси апокрифе, кратко именуемом «Откровение Мефодия Патарского о Мунте сыне Ноевом». Хотя Мефодий епископ Патарский является одним из канонизированных Отцов церкви, принадлежность ему неканонической версии древнейшей истории ортодоксальными богословами отрицается, а само «Откровение о Мунте» включено в индекс отреченных (запрещенных) книг.
Как известно, в Библии ничего не говорится о четвертом сыне Ноя, поименованном Мунтом (в некоторых списках апокрифа он назван внуком). Но так как первоисточники библейских текстов давно утрачены, а сами они неоднократно переделывались, — вполне вероятно, что истинный автор Сказания о Мунте, которое впоследствии Мефодий Патарский включил в свое Откровение, опирался на недошедший до нас первоисточник. В нем весьма логично представлено послепотопное разделение Земли по четырем странам света: Симу досталась «восточная страна земля» (Восток), Хаму — «полуденная страна земля» (Юг), Яфету (Иафету) — «западная страна земля» (Запад), Мунту — «полунощная страна земля» (Север).[20]
По апокрифической версии, именно Мунт и был перво-предком всех северных народов, включая и славяно-русские. Иафет же на каком-то этапе присылал к братцу людей для оказания в строительстве северной град-столицы.[21] Но Мунт был не только прапредком северных народов и устроителем северных земель. Согласно апокрифу, он стал еще и основателем астрономии как науки и основоположником «острономейной мудрости», то есть, по существу, — космической философии. «Мунт живяше на полунощной стране, и прият дар много и милость от Бога и мудрость острономейную обрете». Первая книга по астрономии также принадлежит Мунту. А составил «сию книгу острономию» Мунт вопреки предостережениям Архангела Михаила,[22] бросив вызов Божьему посланнику и самим небесам. Тем самым он уравнял силу человеческого разума с космическими силами и положил начало мировому космизму.
Большее разнообразие почвенного покрова можно встретить в таежных районах южной части Среднесибирского плоскогорья. Здесь начиная с Окско-Ангарского и Ангаро-Ийского междуречий можно наблюдать такие виды почв как дерново-лесная и дерново-карбонатная, в этих местах почти нет подзолистых почв. А вот к западу от реки Оки как раз преобладают дерново-подзолистые почвы.
Под лесным массивом и водораздельных пространствах преимущественно слабоподзолистая почва (глубина около 10 см), а под пашней серые деградированные почвы (почва с ухудшенным плодородием). В лесостепных районах Иркутской области на карбонатных породах (преобладание минералов кальцита и доломита на глубине до 1000 метров) расположены дерново-карбонатные почвы (содержат большое количество гумуса). На открытых южных склонах встречаются маломощные выщелоченные черноземы. На низменных участках преобладание засоленных почв (большое количество минеральных солей).
Самыми продуктивными с точки зрения сельского хозяйства являются земли расположенные на юге Иркутской области. Это территория предгорий Восточных Саян, Тулуно-Иркутская лесостепь, лесостепь, которая протянулась вдоль речных долин таких рек как: Ангара, Ока, Куда, Оса и далее через междуречье в верховья реки Лены. В большом количестве здесь наблюдаются слабоподзолистые почвы и дерново-подзолистые с участками черноземной почвы ее общая площадь равна 100 000 гектар. Именно эти лесостепные участки являются основными сельскохозяйственными угодьями. Содержание гумуса (основное питательное вещество необходимое для роста растений) в этих почвах достигает 50%, что существенно для Иркутской области, на ее территории гумус не превышает 5%.
На территории Иркутской области можно выделить четыре почвенно-географических района:
1) Восточно-Саянский и Витимский горные районы преобладают каменистые, горно-тундровые, болотистые, торфяно-подзолистые, а на горных склонах сильноподзолистые почвы;
2) Присаянский лесостепной район преимущественно заболоченные участки на них болотные и сильноподзолистые почвы;
3) Лено-Ангарский таежный район преобладание коричневой слабоподзолистой почвы расположенной на карбонатных породах. В южной части района встречается чернозем, а по речным долинам почва солончаковая и солонцеватая.
4) Приангарский район есть небольшие районы чернозема, основной состав это слабоподзолистые серые и бурые почвы и иловато-болотные.