Речь пойдет вовсе не о тридцатых, сороковых или пятидесятых годах того или иного столетия, а о широтах северного и южного полушария, получивших от мореплавателей прозвища. Даже в наши дни, когда стальные корабли оборудованы мощными двигателями и космическими средствами навигации, погода играет важную роль в успехе плавания. Стоит ли говорить о том, какую роль играла погода в жизни моряков несколько столетий назад, в эпоху деревянных парусных судов.Жизнь человека на море всецело зависела от превратностей природы, оттого хороший мореплаватель знал, каким норовом обладают те или иные районы океана. К примеру, воды, расположенные между 50° и 60° южной широты неподалеку от берегов Антарктиды за свою злонравность получили негласное имя «неистовых пятидесятых».Не менее зловеще называли моряки парусных кораблей и пространства, заключенные между 40° и 50° южной широты – «ревущие сороковые». Еще бы, ведь в этих широтах из-за отсутствия замедляющих континентальных воздушных масс ветра особенно сильны.Совсем иной славы удостоились воды, расположенные между 30° и 40° северной широты. В этих местах, изобилующих штилевой погодой, парусные суда, направлявшиеся из Европы с Южную Америку, вынуждены были подолгу простаивать в ожидании ветра. Порой штили длились так долго, что морякам приходилось убивать животных, взятых на борт, по причине нехватки корма на весь рейс. Именно этим и объясняется прозвище «конские тридцатые».
РЕВУЩИЕ СОРОКОВЫЕ, название, данное во времена парусного флота и сохранившееся до сих пор, области между 40° и 50° южной широты в южном полушарии, для которой характерно наличие постоянно дующих сильных ветров. Они вызываются постоянным перемещением с запада на восток ряда ОБЛАСТЕЙ РАЗРЕЖЕНИЯ; в результате здесь не бывает излишне жарко, однако повышена влажность и всегда ветрено. Сила и устойчивость ветров обусловлены тем, что в этой области нет значительных массивов суши, которые могли бы препятствовать их движению.