Внутренняя миграция населения в России — территориальная подвижность граждан России в пределах России, обусловленная, как правило, влиянием разнообразных факторов — социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов страны[1]. От внешней миграции внутренняя отличается целым рядом особенностей: внутрироссийские потоки сохраняют большую степень сезонности: традиционно больше всего перемещений внутри России происходит в осенние месяцы (сентябрь—октябрь), минимальными объемами внутренних перемещений характеризуется май[2]. После резкого сокращения в годы после распада СССР ежегодный валовый внутрироссийский миграционный поток стабилизировался на отметке около 4 млн человек[3]. Внутрироссийская миграция традиционно делится пополам на два почти равнозначных потока: внутрирегиональную и межрегиональную. В отличие от внешних мигрантов, пополняющих население практически всех регионов России положительным миграционным сальдо, внутренние мигранты, подавляющее большинство которых это граждане России, гораздо более избирательны. В начале XXI века за счет миграционного обмена с другими регионами России лишь 15 регионов имеют положительный миграционный баланс внутри России, и лишь около 7−8 из них являются по-настоящему привлекательными для жителей всех остальных регионов[4]. К этим регионам по абсолютным величинам традиционно относятся в первую очередь обе столицы, пристоличные области (включая с 2012 года ставшую пристоличной также и Калужскую), Краснодарский край, Калининградская область, а также республика Татарстан. Белгородская область резко увеличила свою привлекательность в постсоветский период, хотя в советское время не выделялась на общем фоне регионов Черноземья. После их включения в состав Российской Федерации в 2014 году, Севастополь и Республика Крым также вошли в число регионов, активно привлекающих внутренних мигрантов. При этом именно ГФЗ Севастополь является самым миграционно привлекательным городом страны, и в относительном измерении значительно опережает Москву
1-а 2-б 3-б 4-Северо-Западный район имеет огромное значение во внешней торговле России. Он располагает развитым портовым хозяйством, осуществляя экспортно-импортные функции России на Балтийском море.В структуре экономики Северо-Западного района ведущее место занимают отрасли рыночной специализации машиностроительного комплекса. В составе машиностроительного комплекса района приоритет принадлежит судостроению, электротехническому, энергетическому, тракторному и сельскохозяйственному машиностроению, приборостроению, станкостроению и электронной промышленности. В химическом комплексе района большое развитие получило производство резинотехнических изделий, шин, синтетических смол, удобрений, пластмасс, лакокрасочных изделий, кислот, реактивов, химико-фармацевтических препаратов В комплексе отраслей легкой промышленности ведущее место занимает текстильная, кожевенно-обувная, фарфорофаянсовая промышленность. Основным центром текстильной и трикотажной промышленности является Санкт-Петербург, льняная промышленность развита в Пскове, производство обуви в Санкт-Петербурге (объединение «Скороход»), фарфорофаянсовых изделий — в Новгородской области. Металлургический комплекс относится к отраслям, дополняющим территориальный комплекс Северо-Запада. Он частично удовлетворяет потребности района в металлах, конструкционном литье, прокате, стальных и чугунных трубах, крепежных изделиях, проволоке, метизах и т.п. В агропромышленном комплексе центральное место занимает сельское хозяйство. В структуре сельскохозяйственного производства преобладает молочное и молочно-мясное животноводство, льноводство. В АПК Северо-Запада рост производства связывается с укреплением межрегиональных связей, развитием предпринимательства на селе, многообразием форм собственности, а также с созданием сети перерабатывающих предприятий среднего и малого бизнеса.
Внутренняя миграция населения в России — территориальная подвижность граждан России в пределах России, обусловленная, как правило, влиянием разнообразных факторов — социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов страны[1]. От внешней миграции внутренняя отличается целым рядом особенностей: внутрироссийские потоки сохраняют большую степень сезонности: традиционно больше всего перемещений внутри России происходит в осенние месяцы (сентябрь—октябрь), минимальными объемами внутренних перемещений характеризуется май[2]. После резкого сокращения в годы после распада СССР ежегодный валовый внутрироссийский миграционный поток стабилизировался на отметке около 4 млн человек[3]. Внутрироссийская миграция традиционно делится пополам на два почти равнозначных потока: внутрирегиональную и межрегиональную. В отличие от внешних мигрантов, пополняющих население практически всех регионов России положительным миграционным сальдо, внутренние мигранты, подавляющее большинство которых это граждане России, гораздо более избирательны. В начале XXI века за счет миграционного обмена с другими регионами России лишь 15 регионов имеют положительный миграционный баланс внутри России, и лишь около 7−8 из них являются по-настоящему привлекательными для жителей всех остальных регионов[4]. К этим регионам по абсолютным величинам традиционно относятся в первую очередь обе столицы, пристоличные области (включая с 2012 года ставшую пристоличной также и Калужскую), Краснодарский край, Калининградская область, а также республика Татарстан. Белгородская область резко увеличила свою привлекательность в постсоветский период, хотя в советское время не выделялась на общем фоне регионов Черноземья. После их включения в состав Российской Федерации в 2014 году, Севастополь и Республика Крым также вошли в число регионов, активно привлекающих внутренних мигрантов. При этом именно ГФЗ Севастополь является самым миграционно привлекательным городом страны, и в относительном измерении значительно опережает Москву
2-б
3-б
4-Северо-Западный район имеет огромное значение во внешней торговле России. Он располагает развитым портовым хозяйством, осуществляя экспортно-импортные функции России на Балтийском море.В структуре экономики Северо-Западного района ведущее место занимают отрасли рыночной специализации машиностроительного комплекса.
В составе машиностроительного комплекса района приоритет принадлежит судостроению, электротехническому, энергетическому, тракторному и сельскохозяйственному машиностроению, приборостроению, станкостроению и электронной промышленности.
В химическом комплексе района большое развитие получило производство резинотехнических изделий, шин, синтетических смол, удобрений, пластмасс, лакокрасочных изделий, кислот, реактивов, химико-фармацевтических препаратов
В комплексе отраслей легкой промышленности ведущее место занимает текстильная, кожевенно-обувная, фарфорофаянсовая промышленность. Основным центром текстильной и трикотажной промышленности является Санкт-Петербург, льняная промышленность развита в Пскове, производство обуви в Санкт-Петербурге (объединение «Скороход»), фарфорофаянсовых изделий — в Новгородской области.
Металлургический комплекс относится к отраслям, дополняющим территориальный комплекс Северо-Запада. Он частично удовлетворяет потребности района в металлах, конструкционном литье, прокате, стальных и чугунных трубах, крепежных изделиях, проволоке, метизах и т.п.
В агропромышленном комплексе центральное место занимает сельское хозяйство. В структуре сельскохозяйственного производства преобладает молочное и молочно-мясное животноводство, льноводство.
В АПК Северо-Запада рост производства связывается с укреплением межрегиональных связей, развитием предпринимательства на селе, многообразием форм собственности, а также с созданием сети перерабатывающих предприятий среднего и малого бизнеса.