Между различными частями оболочки происходит круговорот веществ и проходит поток энергии. в результате оболочка представляет собой единое целое. это значит, что между литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой осуществляется обмен веществ. так существует круговорот воды, круговорот веществ, связанный с живыми организмами. круговорот воздуха в тропосфере возникает из-за вращения планеты, различным количеством солнечного тепла, поступающего на землю, различной скоростью нагревания материков и океанов. под круговоротом воздуха понимают не только ветра, но и вертикальное движение воздушных масс. самые большие ветра дуют между экваториальным поясом и полярными поясами. воздушные движения оказывают влияние на появление мирового круговорота воды. круговорот воды имеет существенное значение для жизни на земле. этот круговорот возможен особенностям воды. она легко переходит при изменении температуры в разные агрегатные состояния: из жидкости в газ или лед. однако самый значительный круговорот в оболочке — это биологический круговорот. растения на свету процессу фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических (воды и углекислого газа). также в процессе фотосинтеза в виде побочного продукта выделяется кислород, который необходим для дыхания подавляющему большинству живых организмов. органические вещества, синтезированные растениями, используются ими самими для жизни, а также потребляются травоядными животными. животные-хищники едят травоядных, таким образом продолжая поток органического вещества. растения и животные или их части после отмирания разлагаются бактериями, грибами и другими организмами до неорганических (минеральных) веществ. эти минеральные вещества позже снова используются растениями для жизнедеятельности. таким образом, атомы элементов переходят из неорганических в органические молекулы, затем обратно. происходит круговорот веществ. круговоротам в оболочке одни и те же процессы многократно повторяются.
Ядро Урала как экономического района образует мощный комплекс тяжелой индустрии, для которого характерны целостность и взаимодействие межотраслевых комплексов и локальных ТПК. Специализация и структура хозяйства в значительной мере определена сочетанием таких межотраслевых комплексов, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химический, лесопромышленный, строительный и агропромышленный. В структуре промышленности района господствующее положение занимает металлургия.
Одна из характерных особенностей промышленности Урала - высокий уровень концентрации производства. Руководящую роль играют крупные и сверхкрупные предприятия-монополисты. Среди них Магнитогорский металлургический комбинат, Уральский завод тяжелого машиностроения - "Уралмаш" (Екатеринбург), "Уралвагонзавод" (Нижний Тагил), "Уралэлектротяжмаш" (Екатеринбург) и др. Специфика Урала состоит также в наличии мощного ВПК. Важнейшие центры производства военной техники, вооружений и боеприпасов - Пермь, Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, Ижевск. На Урале расположена половина бывших номерных городов, относящихся к "ядерному циклу": Озерск (б. Челябинск-65), Снежинск (б. Челябинск-70), Новоуральск (б. Екатеринбург-44), Лесной (б. Екатеринбург-45), Трехгорный (б. Златоуст-36). Все эти города образуют закрытые административно-территориальные образования с особым статусом. Топливно-энергетический комплекс не обеспечивает нужды района в топливе и электроэнергии.Значительная часть потребляемого топлива поступает из Западной Сибири, а также стран ближнего зарубежья (Казахстана). В соответствии с общей тенденцией в топливно-энергетическом балансе сокращается доля нефтепродуктов (в качестве котельно-печного топлива) и увеличивается - природного газа и атомной энергетики. Добыча угля в районе постепенно уменьшается из-за истощения запасов. В 1996 г. она составила всего 11,7 млн т. Не увеличиваются добыча нефти и мощности по ее переработке. Нефть добывают на месторождениях Башкортостана и Удмуртии, Пермской и Оренбургской областей, а ее переработка сосредоточена в Башкортостане (Уфа, Салават), Пермской области (Пермь) и Оренбургской области (Орск). Добыча и переработка природного газа Оренбургского месторождения также ограничены объемами имеющихся запасов. Поэтому весь прирост потребности в топливе покрывается благодаря его поступлению извне.
В структуре промышленности района господствующее положение занимает металлургия.
Одна из характерных особенностей промышленности Урала - высокий уровень концентрации производства. Руководящую роль играют крупные и сверхкрупные предприятия-монополисты. Среди них Магнитогорский металлургический комбинат, Уральский завод тяжелого машиностроения - "Уралмаш" (Екатеринбург), "Уралвагонзавод" (Нижний Тагил), "Уралэлектротяжмаш" (Екатеринбург) и др.
Специфика Урала состоит также в наличии мощного ВПК. Важнейшие центры производства военной техники, вооружений и боеприпасов - Пермь, Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, Ижевск. На Урале расположена половина бывших номерных городов, относящихся к "ядерному циклу": Озерск (б. Челябинск-65), Снежинск (б. Челябинск-70), Новоуральск (б. Екатеринбург-44), Лесной (б. Екатеринбург-45), Трехгорный (б. Златоуст-36). Все эти города образуют закрытые административно-территориальные образования с особым статусом.
Топливно-энергетический комплекс не обеспечивает нужды района в топливе и электроэнергии.Значительная часть потребляемого топлива поступает из Западной Сибири, а также стран ближнего зарубежья (Казахстана). В соответствии с общей тенденцией в топливно-энергетическом балансе сокращается доля нефтепродуктов (в качестве котельно-печного топлива) и увеличивается - природного газа и атомной энергетики. Добыча угля в районе постепенно уменьшается из-за истощения запасов. В 1996 г. она составила всего 11,7 млн т. Не увеличиваются добыча нефти и мощности по ее переработке.
Нефть добывают на месторождениях Башкортостана и Удмуртии, Пермской и Оренбургской областей, а ее переработка сосредоточена в Башкортостане (Уфа, Салават), Пермской области (Пермь) и Оренбургской области (Орск). Добыча и переработка природного газа Оренбургского месторождения также ограничены объемами имеющихся запасов. Поэтому весь прирост потребности в топливе покрывается благодаря его поступлению извне.