Непал – древняя горная страна. Его природная изоляция длительному сохранению своеобразных обычаев, культуры, архитектуры. Через Непал в Центральную Азию проникал буддизм, и здесь шел активный процесс преобразования индийских типов культовых сооружений. Место рождения Будды в Лумбини (Непал), находящееся почти на границе с Индией, в настоящее время превратилось в храмовый комплекс и место паломничества буддистов со всего мира. Центральную часть комплекса занимает храм Майя Деви, посвященный матери Будды. К храму примыкает колонна с памятной надписью, поставленная по велению царя Ашоки в середине III в. до н.э. Вокруг – археологическая зона с остатками сооружений раннего буддизма. Комплекс включает десять буддийских монастырей, множества храмов и ступ. Здесь же находится пруд, где мать принца Гаутамы купалась перед родами. В 18 км от Лумбини обнаружены руины царского дворца, где Гаутама рос до 29 лет. Лумбини оставался важнейшим буддийским центром вплоть до XV в., пока войска монголов-мусульман не уничтожили храмы. Возрождение Лумбини началось только в конце XIX в. Расцвет непальской архитектуры связан с упрочнением независимости государства в XIII в. и притоком беженцев из Индии, подвергшейся мусульманскому завоеванию. Центрами обнесенных стенами городов Непала становятся мощеные красным кирпичом парадные площади. Эти площади были обстроены по периметру дворцами и административными зданиями, за которыми прятались сады и парки. Здесь же находились главные храмы, от которых улицы радиально расходились к городским воротам. Вблизи от торговых путей строились крупные монастыри. Они имели мощные крепостные стены, укрепленные ворота. В северных монастырях сооружаются чхоганги – ступы, снабженные навесом на столбиках вокруг основного объема.
Архитектура.Древнейшие в Непале буддийские святилища (ступы) Бодхнатх и Сваямбхунатх близ Катманду – массивные Каменные Полусферы с башнеобразным завершением – несут изображения «глаз Будды», инкрустированных слоновой костью в позолоченную медную облицовку. В 15-18 веках возводятся храмы, близкие к индийским башенным храмам с ажурными галереями, так и многоярусным китайским пагодам с красочной деревянной резьбой. Богатая резьба по дереву, сочетающаяся с декоративными деталями из металла, украшает светские постройки. В конце 19 века проявляется влияние персов и арабов, а вначале 20 века и европейские неоклассические архитектуры. С 1950-х годов в Катманду, Джанакпуре и других городах строятся здания в духе современной архитектуры. Народные жилища — низкие кирпичные здания, часто двухэтажные, побелённые извёсткой. Черепичная крыша выступает вперёд, образуя карниз, и опирается на наклонные подпорки. Окна, двери и карнизы украшены причудливыми узорами. Встречаются также постройки из бамбука, обмазанные глиной.
Скульптура.Средневековая архитектура Непала близка к искусству Гандхары и Индии периода Гуптов. В 10-17 веках переживает расцвет мелкая культовая пластика из бронзы, нередко украшенная полудрагоценными камнями. Живопись Непала, испытывающая воздействие Северо-восточной Индии, в 15-17 веках связана с раджпутской и могольской школами миниатюры. В 18-18 веках распространяется живопись на холсте типа тибетских икон «тан-ка». В живописи 20 века влияние «Бенгальского Возрождения» и попытки освоения европейских художественных приёмов сочетаются с исканиями в духе новейших течений Запада.
Расцвет непальской архитектуры связан с упрочнением независимости государства в XIII в. и притоком беженцев из Индии, подвергшейся мусульманскому завоеванию. Центрами обнесенных стенами городов Непала становятся мощеные красным кирпичом парадные площади. Эти площади были обстроены по периметру дворцами и административными зданиями, за которыми прятались сады и парки. Здесь же находились главные храмы, от которых улицы радиально расходились к городским воротам. Вблизи от торговых путей строились крупные монастыри. Они имели мощные крепостные стены, укрепленные ворота. В северных монастырях сооружаются чхоганги – ступы, снабженные навесом на столбиках вокруг основного объема.
Скульптура.Средневековая архитектура Непала близка к искусству Гандхары и Индии периода Гуптов. В 10-17 веках переживает расцвет мелкая культовая пластика из бронзы, нередко украшенная полудрагоценными камнями. Живопись Непала, испытывающая воздействие Северо-восточной Индии, в 15-17 веках связана с раджпутской и могольской школами миниатюры. В 18-18 веках распространяется живопись на холсте типа тибетских икон «тан-ка». В живописи 20 века влияние «Бенгальского Возрождения» и попытки освоения европейских художественных приёмов сочетаются с исканиями в духе новейших течений Запада.