О подвиге отважного русского купца Афанасия Никитина совершившего путешествие в Индию в 1466-1472гг. Нам широко известно из произведения древнерусской литературы -»Хождение за три моря» . В своих записках, сделанных во время своих опасных путешествий, Афанасий Никитин описывает жизнь далекой неведомой доселе экзотической страны, быт и нравы ее народа. Началось его путешествие с разрешения великого князя Ивана третьего с большой группой купцов -порядка 30 человек, сначало в Персиюю Торговый караван купеческий с кораблем московского посла отплыл из Новгорода и взял путь на Астрахань. Под Астраханью на корабли напали татары. До Астрахани добрались всего два корабля. Без денег и товара Афанасий Никитин добрался до Персии. Весной 1469 года он сел на корабль отправляющий в Индию Через 10 дней они прибыли в порт на Аравийском побережье Москат, а оттуда отправились через Индийский океан к западному побережью Индии порт Камбат. В 1472 году он решает вернуться домой. Возвращение его на Русь было мене благополучным. Их корабль сбился с пути и оказывается у берегов Эфиопии. Оттуда он перебирается в Ормуз. Обратный путь из Индии до Черного моря занял 6 месяцев. Первого октября 1472 года он прибыл в Трапезунд. Лишь поздней осенью ему удалось сесть на корабль, пересечь черное море и пятого ноября прибыл в крымский порт Кафу. (Феодосию) . Однако добраться до родного края ему так и не было суждено. В пути он заболел и и под Смоленском скончался. Афанасий Никитин совершил путешествие из Европы в Индию на четверть века раньше португальского мореплавателя Васка да Гамы.
Главная причина возникновения поверхностных течений — ветер. Постоянные по направлению ветры сдувают поверхностные слои воды и заставляют их перемещаться, но направление течений не совпадает с направлением ветра, так как действует отклоняющая сила вращения Земли (в условиях открытого океана отклонение может достигнуть 45°). На направление течений оказывает влияние и конфигурация материков. С глубиной скорость течений уменьшается и изменяется их направление.По обеим сторонам экватора пассаты вызывают северные и южные пассатные течения, имеющие общее направление с востока на запад. Встречая на своем пути берега материков, течения разветвляются на две части, направленные вдоль материков на север и юг. Отклоняющая сила изменяет направление в северном полушарии вправо, в южном — влево. Доходя до 30—35° широты, течения принимают обратное направление — с запада на восток. Часть воды приходит к западным берегам материков в этих широтах и омывает их (Западная Европа, Западная Канада).В зависимости от направления течения подразделяют на теплые и холодные. Волны теплых течений имеют более высокую температуру, чем в окружающем пространстве, так как они несут воды из более низких широт в более высокие.Холодные течения имеют более низкую температуру, чем окружающие воды, так как они текут из более высоких широт в более низкие.
Началось его путешествие с разрешения великого князя Ивана третьего с большой группой купцов -порядка 30 человек, сначало в Персиюю Торговый караван купеческий с кораблем московского посла отплыл из Новгорода и взял путь на Астрахань. Под Астраханью на корабли напали татары. До Астрахани добрались всего два корабля. Без денег и товара Афанасий Никитин добрался до Персии.
Весной 1469 года он сел на корабль отправляющий в Индию Через 10 дней они прибыли в порт на Аравийском побережье Москат, а оттуда отправились через Индийский океан к западному побережью Индии порт Камбат.
В 1472 году он решает вернуться домой. Возвращение его на Русь было мене благополучным. Их корабль сбился с пути и оказывается у берегов Эфиопии. Оттуда он перебирается в Ормуз.
Обратный путь из Индии до Черного моря занял 6 месяцев. Первого октября 1472 года он прибыл в Трапезунд. Лишь поздней осенью ему удалось сесть на корабль, пересечь черное море и пятого ноября прибыл в крымский порт Кафу. (Феодосию) . Однако добраться до родного края ему так и не было суждено. В пути он заболел и и под Смоленском скончался.
Афанасий Никитин совершил путешествие из Европы в Индию на четверть века раньше португальского мореплавателя Васка да Гамы.