Напишите, , биографию востокова
родился в эстонии (аренсбург на острове эзеле, ныне курессааре), внебрачный сын барона остен-сакена[4]. скончался в санкт-петербурге. похоронен на волковском лютеранском кладбище.
в санкт-петербурге востоков стал активным деятелем вольного общества любителей словесности, наук и художеств, к этому времени относится поэтическое творчество востокова, выдержанное в традициях просвещения и отмеченное экспериментами в области народных тонических размеров, имитации античной метрики («опыты лирические и другие мелкие сочинения в стихах», ч. 1—2, 1805—1806). является автором первого вольного перевода на язык гимна «god save the king» (опубликован в 1813 по случаю победы над французами с пометкой «песнь царю „прими побед венец“ на голос народной песни „боже царя“»)[источник не указан 2318 дней]. в стихах а. х. востокова, по мнению кюхельбекера, ясно сказался дух языка «свободный и независимый». современные исследователи называют востокова поэтом-радищевцем.
а. х. востоков, исследователь тонического стихосложения («опыт о стихосложении», 1812, отд. изд. 1817), памятников древнеславянской письменности, грамматики славянских языков, в том числе , заложил основы сравнительного славянского языкознания в россии. помимо прочего, в этой области а. х. востоковым было показано отсутствие деепричастий в церковнославянском языке, наряду с чем учёному принадлежит заслуга открытия так называемого достигательного наклонения в языке — супина, на наличие которого в чешском и лужицких языках немногим ранее было указано й. добровским.
в работе «рассуждение о славянском языке, служащее введением к грамматике сего языка, составляемой по древнейшим оного письменным памятникам» (1820) востоков выделил три периода славянских языков: древний (ix—xiii средний (xiv—xv вв.) и новый (с xv в этой же работе он установил регулярные фонетические соответствия между гласными звуками славянских языков, открыл носовые гласные (юсы) в старославянском, сопоставив слова с польскими. эти буквы обозначали носовые гласные: носовое «о» и носовое «е». он впервые понял, что в славянских рукописях буквы «ъ» и «ь» обозначали краткие гласные.
востоков был автором также грамматик современного языка («полнее изложенная» и «сокращённая» грамматики, 1831 ему принадлежат первопроходческие наблюдения в области синтаксиса, проблем singularia tantum и pluralia tantum, общего рода и т. п.
впервые издал «остромирово евангелие» (1843). составил «описание и славянских рукописей румянцевского музеума» (1842), где описано 473 памятника. редактировал и участвовал в составлении «словаря церковнославянского и языка» (тт. 1—4, 1847), составил «словарь церковнославянского языка» (1858—1861), «опыт областного словаря» (1852) и «дополнение» к нему (1858).
востоков занимался описанием рукописей киевского митрополита евгения, участвовал в «библиографических листах» кеппена. освободившись в 1824 г. от службы в разных учреждениях, востоков, завязавший ещё раньше деловые отношения с графом н. п. румянцевым, получил возможность заняться описанием рукописей его собрания. по смерти графа румянцева это собрание поступило в казну, а востоков в 1828 г. был назначен им заведовать. пробыв некоторое время хранителем манускриптов в императорской публичной библиотеке, востоков был определен старшим библиотекарем румянцевского музея.
в 1862 году по случаю празднования тысячелетия россии награждён орденом святого владимира второй степени[6].
Объяснение:
Ластану — адамға және табиғи экожүйеге зиянды әсер ететін физикалық-химиялық және биологиялық заттардың қоршаған ортаға залал әкелуі.
Пайдалы қазбаларды өндіру кезінде қоршаған ортаға үлкен зиян келеді.
Ол әсер етеді: литосфераға, атмосфераға, гидросфера және биосфераға.
Адамның литосфераға әсер етуі нәтижесінде антропогендік жер бедері қалыптасады:
- Карьерлер,
- Үйінділер;
- Террикондар;
- Жыралар.
Адамның атмосфераға әсер ету нәтижесінде ауаның ластануы жүреді.
- Ең ауасы ластанған қалаларға жатады: Тараз, Теміртау, Алматы, Шымкент, Балқаш, Риддер, Өскемен және т.б.
Адамның гидросфераға әсер ету нәтижесінде су ластанады.
- Еліміздегі Каспий теңізі, Арал теңізі, Балқаш көлі, Ертіс, Нұра, Есіл, Іле, Сырдария, Талас, Шу, Жайық т.б өзендер ластанған.
Адамның биосфераға әсер ету нәтижесінде жануарлар мен өсімдіктер дүниесінің саны азайып, жойылып кету қаупіне әкелуі мүмкін.Топтық жұмыс. Минералды ресурстарды игерумен байланысты туындаған мәселелерді зерттеу.
Бағалау критерийлері Дескрипторлар, оқушыға
Минералды ресурстарды игерумен байланысты туындайтын мәселелерді біледі.
Минералды ресурстарды игерумен байланысты туындайтын мәселелердің шешу жолдарын ұсына алады. Қазақстанның минералды ресурстарын игеру кезінде туындаған мәселелерді атайды
Қазақстанның әрбір аймақтарында болатын мәселеге 1 мысал келтіреді
Минералды ресурстарды игеру кезінде, оның салдарын айта алады
Мәселенің шешу жолдарына 3 ұсыныс жасай алады
Топтар өз жұмыстарын таныстырады. Топтар қорғап шыққаннан кейін, топтар бір-бірін бағалайды. 1 топ – 3 топты бағаласа, 2 топ – 4 топты бағалап шығады. Мұғалім тарапынан кері байланыс беріледі. Мұғалім топтардың жұмысын қорытындылап шығады.