Напишите (или дополните) определения:
А) Часть атмосферы, где воздух разряжен, почти отсутствует кислород и водяной пар, где образуется озоновый слой, называется ……
Б) ….. – прибор для измерения атмосферного давления
В) Абсолютной влажностью воздуха называют ……….
Г) Ветер прибрежных районов, меняющий свое направление два раза в год - …..
Д) Анемометр - ……..
Е) Видимое скопление водяных паров в приземных слоях тропосферы - ……
Ж) Воздушные массы - ………
З) Состояние тропосферы в данном месте и в данное время называют …….
2. Вычислить среднюю суточную температуру и суточную амплитуду температур по данным: 7 часов - -3°С, 10 часов - 0°С, 13 часов - +2°С, 19 часов - -1°С.
3. У подножия возвышенности АД составляет 760 мм рт.ст. Чему равно АД на её вершине, если высота возвышенности 235 метров?
4. Сколько литров может вместиться в воздухе классной комнаты объемом 200 м3, если его температура +10°С? Сколько воды выделится при понижении температуры воздуха до - 10°С?
5. Определите, чему равна высота горы Ямантау (Южный Урал), если АД на ее вершине составляет 604 мм рт. ст., а у подножия – 768 мм рт. ст.? Будет ли лежать снег на вершине горы Ямантау, если известно, что средняя температура воздуха в июле у подножия горы составляет +16°С?
6. В городе Мурманске осадков выпадает 400 мм/год, в Москве – 600 мм/год, а в Новороссийске - 750 мм /год. Все города расположены приблизительно на одинаковой географической долготе. Объясните причины различия в выпадении осадков.
Методы географических исследований получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:
1) Картографический метод. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.
2) Исторический метод. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.
3) Статистический метод. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.
4) Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообеспеченности, ВВП на душу населения и т.д.
5) Метод географического районирования. Выделение физико-географических (природных) и экономических районов — один из методов исследования географической науки.
6) Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению:
больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.
7) Метод полевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами — самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений — все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.
8) Метод дистанционных наблюдений. Современная аэро- и космическая съёмка — большие в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.
9) Метод географического моделирования. Создание географических моделей — важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.
10) Географический прогноз. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы.