Назвіть найбільш родючі грунти україни. під дією яких чинників вони утворилися? назвіть країни світу які мають на своїй території так самі родючі ґрунти.
Атмосфера имеет слоистое строение. слои атмосферы отличаются друг от друга температурой воздуха, его плотностью, количеством водяного пара в воздухе и другими свойствами. говоря иначе, воздушный океан по своему строению напоминает дом. у него тоже есть свои "этажи". первый "этаж" – тропосфера. он получил своё название от греческого слова "тропос" – поворот. этот слой простирается, в среднем до 10 – 11 км над уровнем моря, и температура в нём падает с высотой. в тропосфере около 4∕5 всей массы атмосферы. здесь находится почти весь водяной пар. тропосфера - родина облаков; вообще, большинство наблюдаемых нами явлений погоды образуется именно в этом слое. все наземные предметы не превышают по высоте этого слоя; даже высочайшая вершина в мире, гора джомолунгма (по-другому эверест) имеет высоту 8848 м над уровнем моря. следовательно, выйти за пределы тропосферы человек может не иначе как с специальных приспособлений – аэростатов, самолётов и пр. второй "этаж" – стратосфера (латинское слово "стратум" – настил, слой) . этот "этаж" располагается между 11-м и 55-м км над уровнем моря. ещё совсем недавно предполагали, что в стратосфере газы разделены по слоям, в зависимости от их массы. отсюда, собственно, и её название. однако исследования стратосферы с специальных ракет и радиозондов показали, что в стратосфере газы перемешиваются сильными воздушными течениями. стратосфера по массе составляет 1∕5 часть атмосферы. здесь – царство стужи, с приблизительно постоянной температурой 40° ниже нуля. тут лишь иногда появляются так называемые перламутровые облака, состоящие из мельчайших кристалликов льда и капель переохлаждённой воды. небо стратосферы чёрного или тёмно-фиолетового цвета. третий "этаж" – мезосфера. по-гречески "мезо" – средний, промежуточный. этот слой занимает пространство между 55-м и 80-м км от уровня моря. слой этот ре совершенно недостижим для аэро- и стратостатов, воздушных шаров. воздух здесь сильно разрежен. давление его составляет примерно 1∕25.000 долю нормального атмосферного давления. иногда в мезосфере появляются туманообразные серебристые облака, которые видны только в сумерках. четвёртый "этаж" – термосфера. воздух в термосфере ещё сильнее разрежен. здесь, на высоте 400 км, невиданная жара: 1000 – 2000 ºс, что связано с поглощением излучения солнца. не зря этот слой так назван: по-гречески "термо" – тепло. однако, очутись здесь человек, он не ощутил бы этой жары, потому что плотность воздуха (масса воздуха, содержащаяся в единице объёма) в этом слое исключительна мала. выше 400 км температура с высотой почти не меняется. термосферы достигают самолёты, устанавливающие рекорды высоты (около 100 км) ; здесь сгорают на землю метеоры (100 – 160 км) . часть атмосферы с высотами более 50 и до высоты 800 км (это включает и мезосферу и термосферу) часто называют ионосферой. ионосфера, как отмечалось, – сильно разрежённая часть атмосферы. в ней газы – кислород и азот – состоят не из молекул, как в нижних слоях атмосферы, а из атомов. под воздействием излучения солнца молекулы газов на атомы, в свою очередь, атомы превращаются в особые заряженные частицы – ионы, идёт процесс ионизации. отсюда – ионосфера. в ионосфере возникают удивительные полярные сияния. частички газов начинают светиться, образуя яркие сполохи на небе.пятый "этаж" – экзосфера, т. е. "внешняя" оболочка атмосферы. находится этот слой на высоте более 800 км. воздух здесь разрежён ещё сильнее, чем в термосфере. на сегодняшний день такие высоты доступны лишь ракетам. этот слой называют также "слоем рассеяния", потому что частицы воздуха здесь, двигаясь с огромными скоростями, иногда улетают в межпланетное пространство и навсегда землю.
Значение ветра: 1. ветер перегоняет тучи и облака (иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью) . 2.очищает воздух (уносит с нашей планеты отработанные автомобильные газы, дым от заводов) . 3.вырабатывает электроэнергию (с давних пор люди строили ветряные мельницы. полярники, например, используют ветряные двигатели для получения тепла и света) . 4. участвует в формировании рельефа (например, таких как барханов – песчаных холмов сложенных наносами песка, создает причудливые формы в виде башни или истукана) . 5.переносит на большое расстояние семена растений. 6. движению или затрудняет его (тот, кто летал на самолете, замечал, что из точки а в точку в мы прилетаем, к примеру, за 1 час, а обратно за 1 час 20 минут. ветер бывает попутный и встречный. люди еще в древности поняли, что лодка и без весел. может плавать, был бы ветер. стали ловить его широкими полотнищами – парусами, постепенно научились строить корабли-парусники. 7. велико эстетическое значение ветра (ощущать в жаркий день ласковый, нежный, легкий, летний ветерок – одно удовольствие).