Многие поколения российских первопроходцев вложили колоссальные силы, знания и средства в изучение иосвоение Арктики. Их не пугала труднодоступность этого региона, в своем стремлении продвинуться все дальше к Северному полюсу, они открывали новые территории, моря, острова и архипелаги. Первооткрыватель Западной Сибири и Полярного Урала, новгородский воеводаАлександр Абакумович в 1364 году перешел через Полярный Урал и добрался до Обской губы. Стефан Пермский (Стефан Симеонович Храп) - миссионер, церковный писатель и иконописец, пройдя путь по Северной Двине и Вычегде, достиг Котласа, где распространял православное вероучение среди коми-пермяков и зырян. Благодаря Стефану в конце XIV века земля Коми вошла в состав Московского княжества. Григорий Истома - путешественник и дипломат, переводчик при дворе великого князя Московского Ивана III собрал интересные географические факты о Беломорско-Кулойском плато, мысе Святой Нос, полуострове Мотка (Рыбачий) и этнографические сведения о жизни саамов. В 1525 году русский дипломат Дмитрий Герасимов составил первую карту бассейна Северного Ледовитого океана от устья Северной Двины до Оби. Эта карта наиболее полно отражала выдающиеся успехи российского арктического мореплавания и землепроходчества в XI – XV веках. В целом ряде источников, свидетельствующих о походах русских к архипелагу Шпицберген, указывается первая половина XVI века. Шпицберген наряду с Сибирью и архипелагом Новая Земля являлся основным поставщиком моржового клыка, белухи, нерпы и тюленей. Западноевропейские мореходы узнали об этих полярных архипелагах намного позже. В 1556 году крупное морское путешествие совершил англичанин Стифен Борроу,
материковые платформенные равнины, крупнейшие системы высоких гор и глубоких впадин, системы островных дуг и глубоководных желобов, срединно-океанические хребты и абиссальные океанические равнины. Эти формы рельефа связаны с развитием тектонических структур второго порядка — подвижных поясов и устойчивых платформ. Платформам в рельефе отвечают равнины: материковые — со средним уровнем +0,5 км, океанические—с глубинами —4,5 км. Они имеют соответствующий тип строения, земной коры и верхней мантии. Подвижные пояса характеризуются своеобразным и сильно расчлененным рельефом. Выделяют четыре основных типа подвижных поясов, которым отвечают особые типы мегарельефа. Все они отличаются также и по особенностям строения земной коры и верхней мантии. Морфологически подвижные пояса характеризуются огромной протяженностью, достигающей нередко десятков тысяч километров, и большой расчлененностью рельефа, амплитуда которого по экстремальным точкам доходит до 20 км, причем резко возрастают градиенты высот. Например, к востоку от Филиппин они достигают 12 км на 130 км. Отмечаются резкие колебания мощности земной коры и литосферы. С подвижными поясами связаны зоны крупнейших глубинных и сверхглубинных разломов, уходящих в мантию на 700 км от поверхности. В связи с этим подвижные пояса проявляют и наиболее высокую сейсмичность, и высокую вулканическую активность.
Первооткрыватель Западной Сибири и Полярного Урала, новгородский воеводаАлександр Абакумович в 1364 году перешел через Полярный Урал и добрался до Обской губы. Стефан Пермский (Стефан Симеонович Храп) - миссионер, церковный писатель и иконописец, пройдя путь по Северной Двине и Вычегде, достиг Котласа, где распространял православное вероучение среди коми-пермяков и зырян. Благодаря Стефану в конце XIV века земля Коми вошла в состав Московского княжества. Григорий Истома - путешественник и дипломат, переводчик при дворе великого князя Московского Ивана III собрал интересные географические факты о Беломорско-Кулойском плато, мысе Святой Нос, полуострове Мотка (Рыбачий) и этнографические сведения о жизни саамов.
В 1525 году русский дипломат Дмитрий Герасимов составил первую карту бассейна Северного Ледовитого океана от устья Северной Двины до Оби. Эта карта наиболее полно отражала выдающиеся успехи российского арктического мореплавания и землепроходчества в XI – XV веках.
В целом ряде источников, свидетельствующих о походах русских к архипелагу Шпицберген, указывается первая половина XVI века. Шпицберген наряду с Сибирью и архипелагом Новая Земля являлся основным поставщиком моржового клыка, белухи, нерпы и тюленей. Западноевропейские мореходы узнали об этих полярных архипелагах намного позже. В 1556 году крупное морское путешествие совершил англичанин Стифен Борроу,