Климатические условия в Евразии более резко, чем на других материках,
изменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток.
Климатические особенности Евразии определяются огромными размерами
материка, большой протяженностью с севера на юг, разнообразием
господствующих воздушных масс, а также специфическими особенностями
строения рельефа ее поверхности и влиянием океанов.
Благодаря большой протяженности материка с севера на юг, вследствие разного количества солнечной радиации в конкретных широтах, Евразия расположена во всех климатических поясах северного полушария, от арктического до экваториального. Наибольшие территории по площади занимает умеренный пояс, так как именно в умеренных широтах материк наиболее вытянут с запада на восток.
Над территорией материка образуются и господствуют все четыре основных типа воздушных масс - арктические, умеренные, тропические и экваториальные. Характерно, что над океанами в умеренном и тропическом поясах формируются морские, а над материком - континентальные воздушные массы, противоборство которых создает в этих широтах Евразии большое разнообразие типов климата. Так, большая часть Евразии располагается в умеренных широтах, где ярко выражен западный перенос морских воздушных масс, усиливающий влияние Атлантического океана на климат материка. А внутренние районы Евразии в пределах умеренного пояса находятся под определяющим воздействием континентальных воздушных масс, формирующихся в зоне действия Сибирского (Монгольского) антициклона. Восточные и южные районы Азии находятся под влиянием муссонов, которые переносят воздушные массы зимой с материка на океан, а летом с океана на сушу (полуострова Индостан и Индокитай, Восточный Китай, Дальний Восток и Японские острова).
В конце XVIII - начале XIX в. проходил процесс кардинальных изменений в материально-технической базе капиталистического производства, который с полным основанием называют технической революцией. В результате этого революционного преобразования произошло становление машинно-фабричного производства. В XIX в. в своем наиболее развитом виде техническое оснащение капиталистического машинно-фабричного производства представляло собой совокупность технологических машин, приводимых в действие от одного центрального парового двигателя через разветвленную сеть передаточных механизмов [1, 8].
Развитие технических средств определяется социально-экономическими факторами, ростом общественных потребностей, которые постоянно возникают, расширяются и приходят в противоречие с достигнутым уров-, нем технического прогресса. Это справедливо для любого вида технических средств. Для становления машинной техники это положение было четко сформулировано К. Марксом: «Машинный труд как революционизирующий элемент непосредственно вызывается к жизни превышением потребности над возможностью удовлетворить ее прежними средствами производства» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 47, с. 461).
Техническая революция конца XVIII - начала XIX в. связана с изобретением и внедрением рабочих машин в ведущую отрасль промышленности этого периода - текстильное производство. Затем под воздействием потребности производства был создан универсальный тепловой двигатель в виде паровой машины двойного действия. Однако только с переходом на машинную систему производства машин были обеспечены необходимые технические условия для победы крупной машинной индустрии.
В результате технической революции конца XVIII - начала XIX в. были изобретены различные машины, необходимые для создания крупного машинного производства, созданы условия для такого построения технологического процесса, при котором предмет труда проходит последовательный ряд взаимно связанных частичных процессов, выполняемых разнородными, но дополняющими одна другую рабочими машинами.
В новых условиях изготовление изделий предполагало выполнение трех обязательных условий: 1) предмет труда обрабатывался инструментом, приводимым в действие механизмом машины, а не человеком, который теперь сам становится придатком машины; 2) обработка строится на основе разделения труда не по субъективному принципу, как это было в мануфактуре, а на основе объективного разложения технологического процесса на такие составные части, выполнение которых можно передать техническим средствам; 3) производственный процесс осуществляется в результате кооперации не «частичных» рабочих, а кооперации и взаимодействия «частичных» машин, в совокупности составляющих систему. Все это создавало технические предпосылки промышленной революции, т. е. изменения производства в результате перехода к машинно-фабричному производству, к крупной капиталистической промышленность
Климатические условия в Евразии более резко, чем на других материках,
изменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток.
Климатические особенности Евразии определяются огромными размерами
материка, большой протяженностью с севера на юг, разнообразием
господствующих воздушных масс, а также специфическими особенностями
строения рельефа ее поверхности и влиянием океанов.
Благодаря большой протяженности материка с севера на юг, вследствие разного количества солнечной радиации в конкретных широтах, Евразия расположена во всех климатических поясах северного полушария, от арктического до экваториального. Наибольшие территории по площади занимает умеренный пояс, так как именно в умеренных широтах материк наиболее вытянут с запада на восток.
Над территорией материка образуются и господствуют все четыре основных типа воздушных масс - арктические, умеренные, тропические и экваториальные. Характерно, что над океанами в умеренном и тропическом поясах формируются морские, а над материком - континентальные воздушные массы, противоборство которых создает в этих широтах Евразии большое разнообразие типов климата. Так, большая часть Евразии располагается в умеренных широтах, где ярко выражен западный перенос морских воздушных масс, усиливающий влияние Атлантического океана на климат материка. А внутренние районы Евразии в пределах умеренного пояса находятся под определяющим воздействием континентальных воздушных масс, формирующихся в зоне действия Сибирского (Монгольского) антициклона. Восточные и южные районы Азии находятся под влиянием муссонов, которые переносят воздушные массы зимой с материка на океан, а летом с океана на сушу (полуострова Индостан и Индокитай, Восточный Китай, Дальний Восток и Японские острова).
В конце XVIII - начале XIX в. проходил процесс кардинальных изменений в материально-технической базе капиталистического производства, который с полным основанием называют технической революцией. В результате этого революционного преобразования произошло становление машинно-фабричного производства. В XIX в. в своем наиболее развитом виде техническое оснащение капиталистического машинно-фабричного производства представляло собой совокупность технологических машин, приводимых в действие от одного центрального парового двигателя через разветвленную сеть передаточных механизмов [1, 8].
Развитие технических средств определяется социально-экономическими факторами, ростом общественных потребностей, которые постоянно возникают, расширяются и приходят в противоречие с достигнутым уров-, нем технического прогресса. Это справедливо для любого вида технических средств. Для становления машинной техники это положение было четко сформулировано К. Марксом: «Машинный труд как революционизирующий элемент непосредственно вызывается к жизни превышением потребности над возможностью удовлетворить ее прежними средствами производства» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 47, с. 461).
Техническая революция конца XVIII - начала XIX в. связана с изобретением и внедрением рабочих машин в ведущую отрасль промышленности этого периода - текстильное производство. Затем под воздействием потребности производства был создан универсальный тепловой двигатель в виде паровой машины двойного действия. Однако только с переходом на машинную систему производства машин были обеспечены необходимые технические условия для победы крупной машинной индустрии.
В результате технической революции конца XVIII - начала XIX в. были изобретены различные машины, необходимые для создания крупного машинного производства, созданы условия для такого построения технологического процесса, при котором предмет труда проходит последовательный ряд взаимно связанных частичных процессов, выполняемых разнородными, но дополняющими одна другую рабочими машинами.
В новых условиях изготовление изделий предполагало выполнение трех обязательных условий: 1) предмет труда обрабатывался инструментом, приводимым в действие механизмом машины, а не человеком, который теперь сам становится придатком машины; 2) обработка строится на основе разделения труда не по субъективному принципу, как это было в мануфактуре, а на основе объективного разложения технологического процесса на такие составные части, выполнение которых можно передать техническим средствам; 3) производственный процесс осуществляется в результате кооперации не «частичных» рабочих, а кооперации и взаимодействия «частичных» машин, в совокупности составляющих систему. Все это создавало технические предпосылки промышленной революции, т. е. изменения производства в результате перехода к машинно-фабричному производству, к крупной капиталистической промышленность