Осточно-Сибирский район располагается в центре Азиатской части России. Тысячи километров отделяют его как от западных, так и от восточных границ страны. Об удаленности Восточной Сибири от Центральной России свидетельствует хотя бы то, что большая часть района расположена в VII и VIII часовых поясах. Таким образом, разница в поясном времени между Москвой и Иркутском составляет пять часов, а между Москвой и Читой – 6 часов. Западно-Сибирский район отделяет Восточную Сибирь от развитых районов Европейской части, а Дальний Восток – от Тихоокеанского побережья. В широтном направлении территорию Восточной Сибири пересекает единственная железная дорога – Транссибирская магистраль, проходящая в его южной части. На трассе Транссиба расположено большинство важнейших городов: Красноярск, Тайшет, Иркутск, Улан-Удэ, Чита. В юго-западной части района функционирует восточный участок Южно-Сибирской магистрали (Кузбасс-Абакан-Тайшет). Кроме того, к северу от озера Байкал находится начало нефункционирующей в настоящее время Байкало-Амурской магистрали (Усть-Кут-Нижнеангарск). Таким образом, все железные дороги сосредоточены в южной части района и имеют преимущественно субширотное простирание. Северные побережья – полуостров Таймыр – выходят к трассе Северного морского пути. Главной транспортной артерией, соединяющей северную и южную части района, является река Енисей. Неблагоприятные особенности географического положения района – его удаленность от Европейской части и низкая степень транспортной освоенности – должны учитываться при определении основных направлений развития хозяйства и приоритетов в использовании природных ресурсов. Вывозить уголь, железную руду, необработанный лес как в западном, так и восточном направлении с территории Восточной Сибири экономически невыгодно. При этом дефицитные ресурсы – руды некоторых цветных металлов, пушнина, а также большинство видов готовой продукции (цветные металлы, бумага и др.) – вполне могут использоваться для межрайонных перевозок, даже принимая во внимание огромные расстояния.
Если посмотреть на карту населения, которая дана ниже в приложении, то можно проследить такую закономерность:в районах крупных городов, таких как Тюмень, Новосибирск, Кемерово, Новокузнецк, Красноярск, Абакан, Иркутск плотность населения высокая (25-50 чел. на км²), а между ними низкая (1-10 чел. на км².).Это связано с тем, что не все районы юга Сибири освоены равномерно.Здесь влияют и климатические условия, и рельеф местности, и наличие тех или иных месторождений полезных ископаемых, и исторический фактор.
Северные побережья – полуостров Таймыр – выходят к трассе Северного морского пути. Главной транспортной артерией, соединяющей северную и южную части района, является река Енисей.
Неблагоприятные особенности географического положения района – его удаленность от Европейской части и низкая степень транспортной освоенности – должны учитываться при определении основных направлений развития хозяйства и приоритетов в использовании природных ресурсов. Вывозить уголь, железную руду, необработанный лес как в западном, так и восточном направлении с территории Восточной Сибири экономически невыгодно. При этом дефицитные ресурсы – руды некоторых цветных металлов, пушнина, а также большинство видов готовой продукции (цветные металлы, бумага и др.) – вполне могут использоваться для межрайонных перевозок, даже принимая во внимание огромные расстояния.
Если посмотреть на карту населения, которая дана ниже в приложении, то можно проследить такую закономерность:в районах крупных городов, таких как Тюмень, Новосибирск, Кемерово, Новокузнецк, Красноярск, Абакан, Иркутск плотность населения высокая (25-50 чел. на км²), а между ними низкая (1-10 чел. на км².).Это связано с тем, что не все районы юга Сибири освоены равномерно.Здесь влияют и климатические условия, и рельеф местности, и наличие тех или иных месторождений полезных ископаемых, и исторический фактор.