Количество облаков — степень покрытия неба облаками (в определённый момент или в среднем за некоторый промежуток времени) , выраженная в 10- шкале или в процентах покрытия. современная 10— шкала облачности принята на первой морской международной метеорологической конференции (брюссель, 1853 г.) . при наблюдения на метеорологических станциях определяется общее количество облаков и количество облаков нижнего яруса; эти числа записываются в дневниках погоды через дробную черту, например 10/4. в авиационной метеорологии применяется 8-октантная шкала, которая проще при визуальном наблюдении: небо делится на 8 частей (то есть пополам, потом ещё пополам и ещё раз) , облачность указывают в октантах (восьмых долях неба) . в авиационных метеорологических сводках погоды (metar, speci, taf) количество облаков и высота нижней границы указывается по слоям (от самого нижнего к более верхним) , при этом используются градации количества:
Европейский север – самый большой регион россии (1466 тыс. км², что составляет 9% от всей площади страны). в то же время он самый малочисленный по населению – 6 млн человек (4% населения страны). в состав регионов европейского севера входят: республика карелия, республика коми, архангельская с ненецким автономным округом, вологодская и мурманская области. на развитие района огромное влияние оказывали и продолжают оказывать внутренние и внешние соседи. внутренние соседи европейского севера – самые мощные в хозяйственном отношении части россии: европейский центр, северо-запад, урал. они сосредотачивают более 50% населения страны, основных фондов ее хозяйства и производимой продукции. естественно, что подобное соседство благоприятно сказывается и на самом районе. внешние соседи: финляндия и норвегия. финляндия – один из главных внешнеторговых партнеров россии. российско-финляндское сотрудничество развивается и охватывает практически все сферы хозяйства: от туризма и отдыха до совместных проектов, реализуемых в промышленности и на транспорте. объем внешней торговли с норвегией в 6 раз меньше. россия и норвегия координируют работы и лов рыбы на северных морях, предполагают совместно использовать северный морской путь. длительное время промышленное развитие европейского севера определялось преимущественно экспортом леса из архангельска. в 30-е годы хх века началось освоение природных ресурсов, главным образом крупнейших запасов апатито-нефелиновых руд, которые были обнаружены экспедициями под руководством а.е.ферсмана. в хибинах был создан комбинат «апатит», который снабжал все суперфосфатные заводы страны апатитовым концентратом. частично продукция направлялась на экспорт. на базе этого комбината был построен город кировск. на основании медно-никелево- руд был создан металлургический комбинат «североникель» в городе мончегорске. другое важное направление развития – формирование в мурманске рыбного порта и большой рыболовной флотилии. кроме того, была создана база северного морского флота. в годы войны на европейском севере построена печорская железнодорожная магистраль для снабжения ленинграда и других городов углем, который начали добывать в печорском бассейне. в послевоенный период европейского севера пополнилась крупным предприятием черной металлургии – череповецким комбинатом («северсталь»). этот завод использует руды кольского полуострова и коксующиеся угли печорского бассейна. несмотря на огромные расстояния перевозок сырья и топлива, производство металла здесь выгодно, так как комбинат находится вблизи крупнейших потребителей металла – санкт-петербурга и москвы, получая из них дополнительно металлолом. промышленное строительство в районе воркуты обходится в 2 раза дороже, чем в центральной россии. поэтому в угольной промышленности эффективны только новейшие высокомеханизированные шахты (воргашорская). на многих старых шахтах, несмотря на реконструкцию, производительность труда низкая. это влечет за собой безработицу шахтеров, миграцию населения в другие районы. более эффективно развитие нефтегазовой промышленности, которая имеет огромные перспективы в связи с открытием многочисленных, в том числе сверхкрупных месторождений (штокмановское в баренцевом море). но и оно требует значительных затрат, в том числе и для создания нефтегазовых платформ, решения проблем транспортировки. для перевозки нефти с морских месторождений специальные танкеры с ледовой защитой, а в перспективе могут быть использованы грузовые атомные подводные лодки. эколого- положение оказывает все более нарастающее воздействие на все стороны жизни района. экологически опасны выбросы с крупных предприятий кольского полуострова, имеющих старые технологии и изношенное оборудование. экологическая опасность связана с воздействием на акваторию морей атомных подводных лодок и судов, а также захоронением в них отработанных реакторов. кроме того, северно-атлантическое течение приносит загрязнения из атлантического океана, в частности из норвежского моря, где ведется добыча нефти и газа. сложную экологическую ситуацию обостряет хрупкость и ранимость северной природы..