Скорость движения ледников существенно различается. В горных ледниках она обычно составляет десятки – сотни метров в год. Наиболее высокие скорости движения зафиксированы в краевых частях гренландских ледников, где они достигают 10 км в год. Следует отметить, что скорость движения в разных частях ледника неодинакова. В целом наибольшая скорость движения характерна для центральной части и уменьшается в краевых и придонных частях из-за снижения пластичности льда (за счёт уменьшения его мощности и возрастания количества обломочного материала) и увеличения трения о ложе и борта долины.
Движение ледника направлено из области питания в область стока, расположенную ниже снеговой линии. В области стока происходит абляция (от лат. «ablatio» - отнятие) - уменьшение массы ледника за счёт таяния, испарения, сдувания снега ветром и механического откалывания. Различают поверхностную, внутреннюю, подледниковую и механическую абляцию. Поверхностная абляция осуществляется за счёт таяния снега и льда под влиянием солнечной радиации и тепла атмосферного воздуха; внутренняя и подледниковая – за счёт геотермического тепла, тепла воды, проникающей в толщу ледника и под ледник по трещинам, а также тепла, выделяющегося в результате движения ледника и трения его о ложе. Роль внутренней и подледниковой абляции обычно значительно меньше, чем поверхностной. Убыль вещества в леднике путем обвалов льда, сдувания снега с ледника ветром и откола айсбергов называют механической абляцией. Откол айсбергов является главной статьей расхода ледникового покрова Антарктиды и играет весьма значительную роль в абляции Гренландского ледникового покрова.
Велико значение вышивки в жизни крестьянского населения России. Основная масса шитья, украшавшая одежды и предметы обихода, выходила из рук крестьянок и отличалась и доступностью материалов. Большинство работ исполнялось на домотканом льняном, а позднее – хлопчатобумажном полотне, кумаче льняными или хлопчатобумажными нитями. В некоторых местностях узор дополнялся шелковыми нитями, шился шерстью. Работа не требовала специальных при достаточно было иглы и нити.
Единичные образцы народного шитья раннего периода, имеющиеся в музеях, указывают на существование вышивок белой нитью косым швом уже на рубеже XV – XVI веков. Позднее, в конце XVII – начале XVIII века, мы видим льняные столешники и занавеси со сложными геометрическими и растительными орнаментами, шитыми не только косым швом, но и другими приемами. В XVIII столетии вышивка становится одним из основных видов украшения ткани на предметах крестьянского обихода. Полотенца и подзоры – широкие каймы по краю занавесей и скатертей, столешники с шитыми узорами составляли необходимое убранство крестьянской избы. Особую роль играли в крестьянской жизни полотенца. Они являлись обязательным подарком, которым одаривали на свадьбах, крестинах и других семейных торжествах; на полотенцах подносили хлеб-соль гостям, наиболее красивыми, богато вышитыми полотенцами украшали красный угол избы, вешали их на иконы, зеркала. Использовалась вышивка и для отделки народного костюма, в первую очередь женского. Тщательно украшались праздничные одежды: рубахи, передники, платки, паневы, сарафаны, а также головные уборы. Расшивали и более мелкие вещи – пояса, ожерелья, рукавицы. На обширной территории русского государства существовало множество очень различных типов вышитых отделок, причем в шитье костюмов соблюдался принцип назначения вещи. В зависимости от назначения одежды праздничная и подвенечная, будничная и рабочая вышивка имела свои особенности в узоре, в его расположении, расцветке. Так, во многих северных районах с особым вниманием подготавливался костюм для сенокоса – длинные рубахи «сенокосницы» с шитьем на рукавах, по подолу и вороту. Первый день сенокоса, начало одного из основных видов сельских работ, считался праздничным днем. Крестьяне выходили в своих нарядных одеждах и белые, красные, клетчатые домотканые рубахи с вышивкой пестрели яркими красками на зелени лугов.
При выполнении вышивки учитывалось и семейное положение женщины. Определенный декор шитья имела рубаха девицы. Другая вышивка была на рукавах праздничной рубахи молодицы, и иного вида орнаменты покрывали рубаху пожилой женщины или вдовы. Наиболее богатый костюм с пышным шитьем надевали в день свадьбы.
Перечисляя предметы одежды парадного женского костюма XIX века, мы можем убедиться, насколько значительна была роль вышивки в его оформлении. Наибольшее рас в России, как известно, получили женские костюмы с сарафаном, бытовавшие в большинстве губерний северной и средней полосы. В южных губерниях больше использовались костюмы с юбкой-паневой. Оба типа костюмов существовали во множестве вариантов, продиктованных местными традициями. Возьмем в качестве образца один из костюмов с сарафаном начала XIX века и костюм с паневой, относящийся ко второй половине того же века.
Праздничный женский костюм северных губерний России можно рассматривать в следующем варианте: косоклинный сарафан, длинный, закрытый, очень широкий в подоле, из шелковой узорчатой ткани так называемого штофа. Сарафан вышивался редко; его отделкой служили галун, металлические кружева, шнур, бахрома, нашитые каймой по подолу и полосами по обе стороны застежки с красивыми серебряными или медными золочеными пуговицами. Рубаха – из шелка, штофа или кисеи с вышивкой золотыми нитями; рукава рубахи пышные, широкие, у ворота-стоечки ткань собрана в мелкую сборку. Стан рубахи, грудка и спинка делались из другой ткани – миткаля, холста, так как не были видны из-под сарафана. Кисейные рубахи пользовались большим успехом в купеческих семьях, но встречались и у богатых крестьянок-щеголих. Поверх сарафана они могли надеть нарядную душегрею или епанечку (так называли в разных местностях
Відповідь:
Скорость движения ледников существенно различается. В горных ледниках она обычно составляет десятки – сотни метров в год. Наиболее высокие скорости движения зафиксированы в краевых частях гренландских ледников, где они достигают 10 км в год. Следует отметить, что скорость движения в разных частях ледника неодинакова. В целом наибольшая скорость движения характерна для центральной части и уменьшается в краевых и придонных частях из-за снижения пластичности льда (за счёт уменьшения его мощности и возрастания количества обломочного материала) и увеличения трения о ложе и борта долины.
Движение ледника направлено из области питания в область стока, расположенную ниже снеговой линии. В области стока происходит абляция (от лат. «ablatio» - отнятие) - уменьшение массы ледника за счёт таяния, испарения, сдувания снега ветром и механического откалывания. Различают поверхностную, внутреннюю, подледниковую и механическую абляцию. Поверхностная абляция осуществляется за счёт таяния снега и льда под влиянием солнечной радиации и тепла атмосферного воздуха; внутренняя и подледниковая – за счёт геотермического тепла, тепла воды, проникающей в толщу ледника и под ледник по трещинам, а также тепла, выделяющегося в результате движения ледника и трения его о ложе. Роль внутренней и подледниковой абляции обычно значительно меньше, чем поверхностной. Убыль вещества в леднике путем обвалов льда, сдувания снега с ледника ветром и откола айсбергов называют механической абляцией. Откол айсбергов является главной статьей расхода ледникового покрова Антарктиды и играет весьма значительную роль в абляции Гренландского ледникового покрова.
Пояснення:
века
Велико значение вышивки в жизни крестьянского населения России. Основная масса шитья, украшавшая одежды и предметы обихода, выходила из рук крестьянок и отличалась и доступностью материалов. Большинство работ исполнялось на домотканом льняном, а позднее – хлопчатобумажном полотне, кумаче льняными или хлопчатобумажными нитями. В некоторых местностях узор дополнялся шелковыми нитями, шился шерстью. Работа не требовала специальных при достаточно было иглы и нити.
Единичные образцы народного шитья раннего периода, имеющиеся в музеях, указывают на существование вышивок белой нитью косым швом уже на рубеже XV – XVI веков. Позднее, в конце XVII – начале XVIII века, мы видим льняные столешники и занавеси со сложными геометрическими и растительными орнаментами, шитыми не только косым швом, но и другими приемами. В XVIII столетии вышивка становится одним из основных видов украшения ткани на предметах крестьянского обихода. Полотенца и подзоры – широкие каймы по краю занавесей и скатертей, столешники с шитыми узорами составляли необходимое убранство крестьянской избы. Особую роль играли в крестьянской жизни полотенца. Они являлись обязательным подарком, которым одаривали на свадьбах, крестинах и других семейных торжествах; на полотенцах подносили хлеб-соль гостям, наиболее красивыми, богато вышитыми полотенцами украшали красный угол избы, вешали их на иконы, зеркала. Использовалась вышивка и для отделки народного костюма, в первую очередь женского. Тщательно украшались праздничные одежды: рубахи, передники, платки, паневы, сарафаны, а также головные уборы. Расшивали и более мелкие вещи – пояса, ожерелья, рукавицы. На обширной территории русского государства существовало множество очень различных типов вышитых отделок, причем в шитье костюмов соблюдался принцип назначения вещи. В зависимости от назначения одежды праздничная и подвенечная, будничная и рабочая вышивка имела свои особенности в узоре, в его расположении, расцветке. Так, во многих северных районах с особым вниманием подготавливался костюм для сенокоса – длинные рубахи «сенокосницы» с шитьем на рукавах, по подолу и вороту. Первый день сенокоса, начало одного из основных видов сельских работ, считался праздничным днем. Крестьяне выходили в своих нарядных одеждах и белые, красные, клетчатые домотканые рубахи с вышивкой пестрели яркими красками на зелени лугов.
При выполнении вышивки учитывалось и семейное положение женщины. Определенный декор шитья имела рубаха девицы. Другая вышивка была на рукавах праздничной рубахи молодицы, и иного вида орнаменты покрывали рубаху пожилой женщины или вдовы. Наиболее богатый костюм с пышным шитьем надевали в день свадьбы.
Перечисляя предметы одежды парадного женского костюма XIX века, мы можем убедиться, насколько значительна была роль вышивки в его оформлении. Наибольшее рас в России, как известно, получили женские костюмы с сарафаном, бытовавшие в большинстве губерний северной и средней полосы. В южных губерниях больше использовались костюмы с юбкой-паневой. Оба типа костюмов существовали во множестве вариантов, продиктованных местными традициями. Возьмем в качестве образца один из костюмов с сарафаном начала XIX века и костюм с паневой, относящийся ко второй половине того же века.
Праздничный женский костюм северных губерний России можно рассматривать в следующем варианте: косоклинный сарафан, длинный, закрытый, очень широкий в подоле, из шелковой узорчатой ткани так называемого штофа. Сарафан вышивался редко; его отделкой служили галун, металлические кружева, шнур, бахрома, нашитые каймой по подолу и полосами по обе стороны застежки с красивыми серебряными или медными золочеными пуговицами. Рубаха – из шелка, штофа или кисеи с вышивкой золотыми нитями; рукава рубахи пышные, широкие, у ворота-стоечки ткань собрана в мелкую сборку. Стан рубахи, грудка и спинка делались из другой ткани – миткаля, холста, так как не были видны из-под сарафана. Кисейные рубахи пользовались большим успехом в купеческих семьях, но встречались и у богатых крестьянок-щеголих. Поверх сарафана они могли надеть нарядную душегрею или епанечку (так называли в разных местностях