На территории района можно выделить Правобережье и Левобережье в первую очередь по особенностям рельефа и климата. Правобережье, вплоть до Волгограда, занято Приволжской возвышенностью, сильно расчлененной оврагами и балками и во многих местах обрывающейся кручами к реке. Левый берег Волги (Низкое Заволжье) на протяжении многих десятков километров занимают ее плоские надпойменные террасы. От лежащей южнее Прикаспийской низменности эти равнины отделяются холмистыми увалами — сыртами, слагающими возвышенность Общий Сырт, уходящую далеко на восток в Западное Приуралье. Волга служит и местным климатическим рубежом. Так, на правобережной по отношению к Волге территории зима умеренно холодная и относительно многоснежная. За Волгой, в левобережной части она холодная и малоснежная.
Вторично мы встречаем анархическую форму организации общества в период судей Израилевых: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Судей 17:6, 21:25). Здесь мы видим уже совершенно иное основание анархии. Определяющим началом служит следование не собственным желаниям (которые теперь поражены грехом), а понятие справедливости. Критерием справедливости служит единый для всех Божий Закон. Когда же возникают разногласия в толковании того, что справедливо, а что нет, народ Божий обращается для их разрешения к судьям. И поскольку Закон при этом является наивысшим авторитетом по отношению к любым человеческим мнениям, более точно политическую систему этого периода библейской истории стоило бы определить как «конституционная анархия».