В умеренных широтах питание рек, как правило, смешанное. Реки с ледниковым питанием берут начало в ледниках высокогорий. Соотношение между источниками питания рек может изменяться в течение года. Реки могут зимой питаться подземными водами, весной – талыми снеговыми, летом – подземными и дождевыми.От того, какое питание преобладает, в значительной мере зависит режим реки. Режим рек проявляется в виде суточных, сезонных и многолетних колебаний уровня и расхода воды, ледовых явлений, температуры воды, количества переносимых потоком наносов. Элементами режима реки являются, например, межень – уровень воды в реке в сезон наиболее низкого ее стояния и половодье – продолжительный подъем воды в реке, вызываемый основным источником питания, повторяющийся из года в год.
Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Понятия "функция" и "роль" связаны, но не тождественны. Функция — это действия религии в обществе, роль — суммарный результат, последствия выполнения ею функций. Выделяется несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культурнотранслирующая, легитимирующе- разлегитимирующая. Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Нет такой отрасли знания, которая бы ответила полностью на все вопросы человеческого бытия; у каждой науки, даже предельно широкой, есть свои рамки исследования. В религии же, даже архаичной, выстраивается система ответов на все вопросы. Проблема не в том, насколько истинны эти ответы, а в том, что они, в отличие от науки, есть. Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняя ограниченность, зависимость, бессилие людей — как в плане сознания, так и в плане изменения условий существования. Реальное угнетение преодолевается свободой в духе; социальное неравенство превращается в равенство во грехах, в страдании; разобщенность и изоляция сменяются братством в общине; безличное и безразличное общение индивидов заменяется общением с божеством и другими верующими. Психологическим последствием такой компенсации является снятие стресса, переживаемое как утешение, очищение, наслаждение, даже если это происходит иллюзорным путем. Религия, обеспечивая реальное общение, выполняет коммуникативную функцию. Общение складывается как в религиозной, так и во внерелигиозной деятельности. В процессе обмена информацией, взаимодействия верующий человек получает возможность контактировать с людьми по установленным правилам, которые облегчают процесс общения и вхождения в определенную среду. Требования к общению между верующими, принятые практически во всех существующих религиях наполнить атмосферу взаимодействия гуманистическим содержанием, духом дружелюбия и уважения. Регулятивная функция религии осуществляется с определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов, которые управляют деятельностью, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система религиозной морали и права. Наиболее яркие примеры воздействия религиозного права можно обнаружить в обществах, характеризующихся национальной и религиозной однородностью. В каждой религии есть собственная система контроля за выполнением моральных заповедей. В христианстве это — исповедь, на которую верующий должен приходить с определенной регулярностью. По результатам исповеди, а также поступков, которые совершались явно, назначается мера наказания или поощрения. При этом такое "воздаяние" может быть действительным или отложенным на неопределенный срок.
определенную роль в обществе. Понятия
"функция" и "роль" связаны, но не
тождественны. Функция — это
действия религии в обществе, роль —
суммарный результат, последствия
выполнения ею функций.
Выделяется несколько функций религии:
мировоззренческая, компенсаторная,
коммуникативная, регулятивная,
интегрирующе-дезинтегрирующая,
культурнотранслирующая, легитимирующе-
разлегитимирующая.
Мировоззренческую функцию религия
реализует благодаря наличию в ней
определенного типа взглядов на человека,
общество, природу. Нет такой отрасли знания,
которая бы ответила полностью на все
вопросы человеческого бытия; у каждой науки,
даже предельно широкой, есть свои рамки
исследования. В религии же, даже архаичной,
выстраивается система ответов на все
вопросы. Проблема не в том, насколько
истинны эти ответы, а в том, что они, в
отличие от науки, есть.
Религия выполняет компенсаторную
функцию, восполняя ограниченность,
зависимость, бессилие людей — как в плане
сознания, так и в плане изменения условий
существования. Реальное угнетение
преодолевается свободой в духе; социальное
неравенство превращается в равенство во
грехах, в страдании; разобщенность и
изоляция сменяются братством в общине;
безличное и безразличное общение индивидов
заменяется общением с божеством и другими
верующими. Психологическим последствием
такой компенсации является снятие стресса,
переживаемое как утешение, очищение,
наслаждение, даже если это происходит
иллюзорным путем.
Религия, обеспечивая реальное общение,
выполняет коммуникативную функцию.
Общение складывается как в религиозной, так
и во внерелигиозной деятельности. В процессе
обмена информацией, взаимодействия
верующий человек получает возможность
контактировать с людьми по установленным
правилам, которые облегчают процесс
общения и вхождения в определенную среду.
Требования к общению между верующими,
принятые практически во всех существующих
религиях наполнить атмосферу
взаимодействия гуманистическим
содержанием, духом дружелюбия и уважения.
Регулятивная функция религии
осуществляется с определенных
идей, ценностей, установок, стереотипов,
мнений, традиций, обычаев, институтов,
которые управляют деятельностью, сознанием
и поведением индивидов, групп, общин.
Особенно большое значение имеет система
религиозной морали и права. Наиболее яркие
примеры воздействия религиозного права
можно обнаружить в обществах,
характеризующихся национальной и
религиозной однородностью. В каждой
религии есть собственная система контроля за
выполнением моральных заповедей. В
христианстве это — исповедь, на которую
верующий должен приходить с определенной
регулярностью. По результатам исповеди, а
также поступков, которые совершались явно,
назначается мера наказания или поощрения.
При этом такое "воздаяние" может быть
действительным или отложенным на
неопределенный срок.