План характеристики карты
1. Какова карта по охвату территории, по масштабу, по содержанию?
2. Какие знания можно получить при работе с этой картой?
План описания географического положения материка
1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.
2. Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.
3. В каких климатических поясах расположен материк?
4. Определите, какие океаны и моря омывают материк.
5. Как расположен материк относительно других материков?
План описания рельефа территории
1. Каков общий характер поверхности? Чем его можно объяснить?
2. Как расположены формы рельефа на изучаемой территории?
3. Каковы наибольшая и преобладающая высоты?
План описания формы рельефа
1. Определите, какие карты необходимы для описания.
2. В какой части материка расположена форма рельефа?
3. В каком направлении тянется?
4. Каковы приблизительные размеры?
5. Каковы наибольшая высота, преобладающие высоты?
6. Если можно, выясните, каково происхождение формы рельефа.
План описания климата
1. В каком климатическом поясе и в какой области расположена территория?
2. Средние температуры июля и января. В каком направлении они изменяются и почему?
3. Господствующие ветры (по сезонам).
4. Годовое количество осадков и их режим. Чем объяснить различие в количестве осадков?
Работа с климатическими диаграммами
1. Внимательно рассмотрите все обозначения на диаграмме. (Месяцы года, через один, указаны буквами.) Что по ней можно узнать?
2. Выясните годовой ход температур. Чему равны средние температуры июля и января? Какова годовая амплитуда температур?
3. Какое количество осадков характерно для данного типа климата? Каков режим осадков в течение года?
4. Сделайте вывод о типе климата.
План описания реки
1. В какой части материка течет?
2. Где берет начало? Куда впадает?
3. В каком направлении течет?
4. Объясните зависимость характера течения от рельефа.
5. Определите источники питания реки.
6. Каков режим реки и как он зависит от климата?
План описания природной зоны
1. Географическое положение зоны.
2. Климатические условия.
3. Почвы.
4. Растительность.
5. Животный мир.
Описывая природную зону, раскрывайте взаимосвязи между компонентами ее природы.
План описания населения материка (по карте «Плотность населения и народы»)
1. Какие народы населяют изучаемую территорию?
2. Какие части материка или другой территории населены особенно плотно? Чему равна средняя плотность населения?
3. В каких местах население редкое? Чему равна наименьшая плотность?
План описания страны
1. Какие карты надо использовать при описании страны?
2. В какой части материка расположена страна? Как называется ее столица?
3. Особенности рельефа (общий характер поверхности, основные формы рельефа и распределение высот). Полезные ископаемые страны.
4. Климатические условия в разных частях страны (климатические пояса, средние температуры июля и января, годовое количество осадков). Различия по территории и по сезонам.
5. Крупные реки и озера.
6. Природные зоны и их основные особенности.
7. Народы, населяющие страну. Их основные занятия.
План описания географического положения океана
1. Укажите, между какими материками расположен океан. С какими другими океанами он связан?
2. Как расположен океан относительно экватора, тропиков, полярных кругов и нулевого меридиана?
3. В каких климатических поясах расположен океан?
Как правильно сравнивать
1. Сначала определите цели сравнения. Что важнее узнать — черты сходства или различия? Может, то и другое?
2. Отберите признаки для сравнения.
3. Установите черты сходства и различия.
4. Сделайте вывод и объясните причины сходства и различия.