Среди получаемых из нефти исходных веществ для этих производств наибольшее применение нашли: парафиновые углеводороды — метан, этан, пропан, бутаны, пентаны, гексаны, а также высокомолекулярные (10—20 атомов углерода в молекуле); нафтеновые; ароматические углеводороды — бензол, толуол, ксилолы, этилбензол; олефиновые и диолефиновые — этилен, пропилен, бутадиен; ацетилен. Нефть уникальна именно комбинацией качеств: высокая плотность энергии (на тридцать процентов выше, чем у самых качественных углей), нефть легко транспортировать (по сравнению с газом или углём, например), наконец, из нефти легко получить массу вышеупомянутых продуктов. Истощение ресурсов нефти, рост цен на неё и др. причины вызвали интенсивный поиск заменителей жидких топлив.Сырая нефть непосредственно почти не применяется. Для получения из неё технически ценных продуктов, главным образом моторных топлив, растворителей, сырья для химической промышленности, её подвергают переработке. Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе: доля её в общем потреблении энергоресурсов составляет 48 %. В перспективе эта доля будет уменьшаться вследствие возрастания применения атомной и иных видов энергии, а также увеличения стоимости и уменьшения добычи.В связи с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности, потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс, ПАВ, моющих средств, пластификаторов, присадок, красителей и др. (более 8 % от объёма мировой добычи).
Основными факторами, влияющими на хозяйственную спе¬циализацию территории являются: природные условия, наличие природных богатств, особенности географического положения, в т. ч. по отношению к транспортной сети, трудовые ресурсы, о также наличие на данной территории некоторых исторически сложившихся отраслей хозяйства, связанных с обычаями и традициями местного населения. Морской транспорт. Этот вид транспорта в связи с географическим положением России имеет важное значение, а также сложное хозяйство: флот, порты, судоремонтные заводы. В России существуют пять морских бассейнов: Северный, Балтийский, Черноморско-Азовский, Каспийский, Дальневосточный. Первое место в грузообороте принадлежит портам Тихоокеанского бассейна, которые снабжают северо-восток страны, осуществляют внешнеторговые связи со странами Азии и с Австралией. Условия судоходства в Дальневосточном морском бассейне достаточно трудные, основные порты - Владивосток, Находка, Восточный. Главные грузы - каменный уголь, лес, нефть, рыбопродукты, соль, промышленные и продовольственные товары для снабжения районов Севера. На втором месте - Балтийский бассейн, который обеспечивает внешние связи со странами Европы и Америки. Основные порты -Выборг, Санкт-Петербург. В Балтийском морском бассейне осуществляется большой объем пассажирских перевозок. В грузообороте основное место занимают металлы, машины и прочие технические грузы, перевозки строительных материалов.
Морской транспорт. Этот вид транспорта в связи с географическим положением России имеет важное значение, а также сложное хозяйство: флот, порты, судоремонтные заводы. В России существуют пять морских бассейнов: Северный, Балтийский, Черноморско-Азовский, Каспийский, Дальневосточный.
Первое место в грузообороте принадлежит портам Тихоокеанского бассейна, которые снабжают северо-восток страны, осуществляют внешнеторговые связи со странами Азии и с Австралией. Условия судоходства в Дальневосточном морском бассейне достаточно трудные, основные порты - Владивосток, Находка, Восточный. Главные грузы - каменный уголь, лес, нефть, рыбопродукты, соль, промышленные и продовольственные товары для снабжения районов Севера.
На втором месте - Балтийский бассейн, который обеспечивает внешние связи со странами Европы и Америки. Основные порты -Выборг, Санкт-Петербург. В Балтийском морском бассейне осуществляется большой объем пассажирских перевозок. В грузообороте основное место занимают металлы, машины и прочие технические грузы, перевозки строительных материалов.