На Урале художественная резьба по камню зародилась в XVIII веке как сопутствующее металлообработке ремесло, а уже к концу века по всему Уралу работало множество частных мастерских. Сырьём для камнерезов были местные камни (яшма, малахит, агат, кварц, сердолик, родонит, мрамор и другие), которые находили местные жители во время разведки новых месторождений руды.
Малахитовые шкатулки, 19 век, Екатеринбург
В 1726 году на Урале были основаны первые мастерские по обработке камня. По указу императрицы Екатерины I на Урал был командирован шведский поручик Реф для поиска цветных камней и обучения русских камнерезному искусству. В 1765 году в Екатеринбурге на базе местных мастерских создана «Екатеринбургская гранильная фабрика» (ЕГФ) с филиалом в посёлке Чёрный Щит (был закрыт в 1868 году). Фабрика одновременно являлась центром камнерезного дела, промышленным комплексом по добыче и обработке цветного камня и профессиональным училищем для многих поколений мастеров.
1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:
(1)… Подвиг. (2)Какой великой чуд..действенной силой облада..т наш русский язык, создающий слова, с..гретые теплом и выражающие силу безграничной души русск..го человека! (3)В самом звучани.. слова «подвиг» скрыто что(то) могучее. (4)Его корень и ист..рическим чередованием согласных г//ж//з несёт в себе значение действия, движения, свершения. (5)Приставка по- прид..ёт слову значение з..конченности действия, его результативн..сти, целенаправленн..сти и силы, вложе(н/нн)ой в перв..начальный смысл этого слова. (6)В русском языке очень много сильных, глубоких, пр..чувствова(н/нн)ых слов, но это – особенное. (7)Слова «подвиг» нет ни в одном языке мира. (8)В нём изначально з..ложено пон..мание доброты, справедлив..сти, жертвенн..сти .. к самосовершенствованию русского человека.
(9)Слово «подвиг» - это слово-учитель! (10)Оно показыва..т, что каждый жизне(н/нн)ый путь человека должен быть (не)прерывным движением к добру и совершенству, каждый день человек должен стремит(?)ся с..вершить маленький шаг, «подвижку». (11)Это и есть подвиг – подвиг п..строения своей жизн.. на основах дв..жения, сам..совершенствования, любви к людям. (12)Пример такого подвига – жизнь преподобного, святого подвижника и героя Русск..й земли – Сергия Радонежского.
2. Определите тему текста.
3. Определите идею текста.
4. Определите тип речи.
5. Определите стиль речи.
6. Выполните синтаксический разбор предложения № 2.
7. Выполните фонетический разбор существительного из предложения № 1.
На Урале художественная резьба по камню зародилась в XVIII веке как сопутствующее металлообработке ремесло, а уже к концу века по всему Уралу работало множество частных мастерских. Сырьём для камнерезов были местные камни (яшма, малахит, агат, кварц, сердолик, родонит, мрамор и другие), которые находили местные жители во время разведки новых месторождений руды.
Малахитовые шкатулки, 19 век, Екатеринбург
В 1726 году на Урале были основаны первые мастерские по обработке камня. По указу императрицы Екатерины I на Урал был командирован шведский поручик Реф для поиска цветных камней и обучения русских камнерезному искусству. В 1765 году в Екатеринбурге на базе местных мастерских создана «Екатеринбургская гранильная фабрика» (ЕГФ) с филиалом в посёлке Чёрный Щит (был закрыт в 1868 году). Фабрика одновременно являлась центром камнерезного дела, промышленным комплексом по добыче и обработке цветного камня и профессиональным училищем для многих поколений мастеров.
1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:
(1)… Подвиг. (2)Какой великой чуд..действенной силой облада..т наш русский язык, создающий слова, с..гретые теплом и выражающие силу безграничной души русск..го человека! (3)В самом звучани.. слова «подвиг» скрыто что(то) могучее. (4)Его корень и ист..рическим чередованием согласных г//ж//з несёт в себе значение действия, движения, свершения. (5)Приставка по- прид..ёт слову значение з..конченности действия, его результативн..сти, целенаправленн..сти и силы, вложе(н/нн)ой в перв..начальный смысл этого слова. (6)В русском языке очень много сильных, глубоких, пр..чувствова(н/нн)ых слов, но это – особенное. (7)Слова «подвиг» нет ни в одном языке мира. (8)В нём изначально з..ложено пон..мание доброты, справедлив..сти, жертвенн..сти .. к самосовершенствованию русского человека.
(9)Слово «подвиг» - это слово-учитель! (10)Оно показыва..т, что каждый жизне(н/нн)ый путь человека должен быть (не)прерывным движением к добру и совершенству, каждый день человек должен стремит(?)ся с..вершить маленький шаг, «подвижку». (11)Это и есть подвиг – подвиг п..строения своей жизн.. на основах дв..жения, сам..совершенствования, любви к людям. (12)Пример такого подвига – жизнь преподобного, святого подвижника и героя Русск..й земли – Сергия Радонежского.
2. Определите тему текста.
3. Определите идею текста.
4. Определите тип речи.
5. Определите стиль речи.
6. Выполните синтаксический разбор предложения № 2.
7. Выполните фонетический разбор существительного из предложения № 1.
8. Объясните постановку тире в предложении № 9.