Миграции населения — это перемещения людей из одного постоянного места жительства в другое на более или менее длительное время.
Освоение и постепенное заселение человеком территории суши положило начало миграции. Причины миграции могут быть экономические, политические, национальные, религиозные и т. д.
В настоящее время принято выделять две основные формы миграций:
внутренние (перемещение населения внутри страны, например — из деревни в город, из одного района в другой и др.);
внешние (перемещение из одной страны в другую), при чем выезд из своей страны на постоянное место жительства в другую называется эмиграцией, а въезд в другую — иммиграцией.
Миграции различаются:
по характеру (добровольные и принудительные);
по продолжительности (постоянные, временные, сезонные);
по территориальному охвату (межконтинентальные и внутриконтинентальные).
Внешние миграции населения возникли ещё в глубокой древности и продолжались в средние века, тогда очагом массовой эмиграции стал Старый Свет. Люди выезжали в поисках лучшей доли и оседали там, где развивалось хозяйство и были свободные земли — США, Канаде, Австралии.
После Второй мировой войны Центральная Европа превратилась в очаг иммиграции, в место притяжения рабочей силы из стран Южной Европы, Северной Африки, Турции, Индии и Пакистана. Таким образом, получили широкое рас трудовые миграции, которые продолжаются и сегодня. Но в наши дни особенно привлекательны для иностранной рабочей силы — нефтедобывающие страны. Во второй половине XX века появилась новая форма внешних миграций — «утечка умов». Заключается она в переманивании высококвалифицированных иностранных учёных и специалистов. Началась она с оттока из стран Западной Европы в США, но затем в этот процесс были вовлечены развивающиеся страны и Россия.
В историческом России можно выделить несколько этапов, когда изменение общей численности населения на территории определялось не естественным приростом, а миграционным притоком или, наоборот, оттоком населения: освоение междуречья Оки и Волги в VIII — IX вв.; период монгольского нашествия XIII — XIV вв.; освоение новых территорий в южных степях («Диком поле») и в Сибири (XVI — XVII вв.); дальнейшее освоение юга Европейской России и юга Сибири (XVIII — XIX вв.); насильственные депортации 1930 — 1940-х гг.; промышленное и сельскохозяйственное освоение восточных и северных районов СССР; распад СССР.
В советский период имело место постоянное перемещение населения из сельской местности в города; более 100 млн. сельчан стали горожанами.
В начале 90-х гг. возникло еще одно направление миграций, связанное с ростом национализма в ряде республик СССР. После распада Советского Союза этот поток (прежде всего русского населения) увеличился в несколько раз. Наибольшее количество беженцев было из тех районов, где возникали вооруженные конфликты (так называемых «горячих точек»: Азербайджана, Средней Азии) или где экономическое положение оказывалось гораздо хуже, чем в России.
Резкое ухудшение положения в экономике в первую очередь сказалось на северных и восточных районах страны. Если в прежние годы люди стремились в эти регионы с целью заработать деньги (существовали т.н. «северные надбавки»), то в связи с закрытием многих предприятий в 90-е гг. население стало возвращаться в Европейскую часть России.
В последние годы наивысшие показатели притока населения продолжают оставаться в русских районах Северного Кавказа, а также прилегающих к ним областях Центрально-Черноземного и Поволжского районов. Самый значительный отток населения характерен для севера Дальнего Востока (Чукотский АО — 582 чел./10 000 чел., Корякский АО — 263, Магаданская обл.— 276), Эвенкийского округа (260 чел./10000 чел.), а также Чечни и Ингушетии.
Миграции оказывают существенное влияние на структуру населения. Так трудовая иммиграция увеличивает долю экономически активного населения в общей численности, а также долю мужского населения, т.к. мигрируют в поисках работы в основном мужчины.
Международная миграция рабочей силы становится важной частью процесса интернационализации мирового хозяйства. Трудовой потенциал, являясь важнейшим фактором производства, помимо рамок национального хозяйства старается найти свое наиболее эффективное использование и в масштабах мировой экономики развитию мирового рынка труда.
Одной из самых сложных проблем в миграции рабочей силы, решить которую удалось далеко не многим государствам, является ее управляемость. Необходимость управления международной миграцией рабочей силы возрастает под воздействием глобализации и усиливающихся противоречий и проблем как в странах происхождения мигрантов, так и в странах их пребывания, в странах транзита, а также в мировом сообществе в целом.
Для ограничения въезда иностранных работников обычных профессий, страны, которые импортируют международные трудовые ресурсы, предъявляют серьезные требования к работникам, используя множество методов государственного регулирования миграционных процессов. К главным инструментам государственного регулирования международной миграции можно отнести: – качественные требования (требование к уровню образования, рабочий стаж по специальности); – возрастной ценз (от 20 до 40 лет); – ограничения личного характера (состояние здоровья, наличие судимости, членство в профашистских организациях и т. д.); – временные ограничения; – национально — географические приоритеты; – количественные квоты, определяющие допустимую долю иммигрантов.
Миграции населения — это перемещения людей из одного постоянного места жительства в другое на более или менее длительное время.
Освоение и постепенное заселение человеком территории суши положило начало миграции. Причины миграции могут быть экономические, политические, национальные, религиозные и т. д.
В настоящее время принято выделять две основные формы миграций:
внутренние (перемещение населения внутри страны, например — из деревни в город, из одного района в другой и др.);
внешние (перемещение из одной страны в другую), при чем выезд из своей страны на постоянное место жительства в другую называется эмиграцией, а въезд в другую — иммиграцией.
Миграции различаются:
по характеру (добровольные и принудительные);
по продолжительности (постоянные, временные, сезонные);
по территориальному охвату (межконтинентальные и внутриконтинентальные).
Внешние миграции населения возникли ещё в глубокой древности и продолжались в средние века, тогда очагом массовой эмиграции стал Старый Свет. Люди выезжали в поисках лучшей доли и оседали там, где развивалось хозяйство и были свободные земли — США, Канаде, Австралии.
После Второй мировой войны Центральная Европа превратилась в очаг иммиграции, в место притяжения рабочей силы из стран Южной Европы, Северной Африки, Турции, Индии и Пакистана. Таким образом, получили широкое рас трудовые миграции, которые продолжаются и сегодня. Но в наши дни особенно привлекательны для иностранной рабочей силы — нефтедобывающие страны. Во второй половине XX века появилась новая форма внешних миграций — «утечка умов». Заключается она в переманивании высококвалифицированных иностранных учёных и специалистов. Началась она с оттока из стран Западной Европы в США, но затем в этот процесс были вовлечены развивающиеся страны и Россия.
В историческом России можно выделить несколько этапов, когда изменение общей численности населения на территории определялось не естественным приростом, а миграционным притоком или, наоборот, оттоком населения: освоение междуречья Оки и Волги в VIII — IX вв.; период монгольского нашествия XIII — XIV вв.; освоение новых территорий в южных степях («Диком поле») и в Сибири (XVI — XVII вв.); дальнейшее освоение юга Европейской России и юга Сибири (XVIII — XIX вв.); насильственные депортации 1930 — 1940-х гг.; промышленное и сельскохозяйственное освоение восточных и северных районов СССР; распад СССР.
В советский период имело место постоянное перемещение населения из сельской местности в города; более 100 млн. сельчан стали горожанами.
В начале 90-х гг. возникло еще одно направление миграций, связанное с ростом национализма в ряде республик СССР. После распада Советского Союза этот поток (прежде всего русского населения) увеличился в несколько раз. Наибольшее количество беженцев было из тех районов, где возникали вооруженные конфликты (так называемых «горячих точек»: Азербайджана, Средней Азии) или где экономическое положение оказывалось гораздо хуже, чем в России.
Резкое ухудшение положения в экономике в первую очередь сказалось на северных и восточных районах страны. Если в прежние годы люди стремились в эти регионы с целью заработать деньги (существовали т.н. «северные надбавки»), то в связи с закрытием многих предприятий в 90-е гг. население стало возвращаться в Европейскую часть России.
В последние годы наивысшие показатели притока населения продолжают оставаться в русских районах Северного Кавказа, а также прилегающих к ним областях Центрально-Черноземного и Поволжского районов. Самый значительный отток населения характерен для севера Дальнего Востока (Чукотский АО — 582 чел./10 000 чел., Корякский АО — 263, Магаданская обл.— 276), Эвенкийского округа (260 чел./10000 чел.), а также Чечни и Ингушетии.
Миграции оказывают существенное влияние на структуру населения. Так трудовая иммиграция увеличивает долю экономически активного населения в общей численности, а также долю мужского населения, т.к. мигрируют в поисках работы в основном мужчины.
Международная миграция рабочей силы становится важной частью процесса интернационализации мирового хозяйства. Трудовой потенциал, являясь важнейшим фактором производства, помимо рамок национального хозяйства старается найти свое наиболее эффективное использование и в масштабах мировой экономики развитию мирового рынка труда.
Одной из самых сложных проблем в миграции рабочей силы, решить которую удалось далеко не многим государствам, является ее управляемость. Необходимость управления международной миграцией рабочей силы возрастает под воздействием глобализации и усиливающихся противоречий и проблем как в странах происхождения мигрантов, так и в странах их пребывания, в странах транзита, а также в мировом сообществе в целом.
Для ограничения въезда иностранных работников обычных профессий, страны, которые импортируют международные трудовые ресурсы, предъявляют серьезные требования к работникам, используя множество методов государственного регулирования миграционных процессов. К главным инструментам государственного регулирования международной миграции можно отнести: – качественные требования (требование к уровню образования, рабочий стаж по специальности); – возрастной ценз (от 20 до 40 лет); – ограничения личного характера (состояние здоровья, наличие судимости, членство в профашистских организациях и т. д.); – временные ограничения; – национально — географические приоритеты; – количественные квоты, определяющие допустимую долю иммигрантов.
Выполнено в форме конспекта!