Практическая работа №2: «Определение расстояний по картам с масштаба»
Цель работы: формирование умений работы с различными видами масштабов; формирование умений определять расстояния по картам с масштаба.
Оборудование: атлас по географии для 6-го класса, курвиметр или нитка длиной около 20 см, рабочая тетрадь.
Ход работы
Задание 1. Переведите численный масштаб карты в именованный:
а) 1:100 0000 г) 1:25 000 б) 1:10 000 000 д) 1:60 0000 в) 1:35 0000
Правило для учащихся. Для более легкого перевода численного масштаба в именованный нужно посчитать, на сколько нулей кончается число в знаменателе. Например, в масштабе 1: 500 000 в знаменателе после цифры 5 находится пять нулей.
Если после цифры в знаменателе пять и более нулей, то, закрыв (пальцем, авторучкой или просто зачеркнув) пять нулей, получим число километров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте. Пример для масштаба 1:500 000. В знаменателе после цифры — пять нулей, закрыв их, получим для именованного масштаба: в 1 см на карте 5 километров на местности. Если после цифры в знаменателе менее пяти нулей, то, закрыв два нуля, получим число метров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте. Если, например, в знаменателе масштаба 1: 10 000 закроем два нуля, получим: в 1 см — 100 м.
Задание 2. Переведите именованный масштаб в численный:
а) в 1 см — 1000 м
б) в 1 см — 100 км
в) в 1 см — 5 км
г) в 1 см – 15 км
д) в 1 см – 10 км
Правило для учащихся. Для более легкого перевода именованного масштаба в численный нужно перевести расстояние на местности, указанное в именованном масштабе, в сантиметры. Если расстояние на местности выражено в метрах, чтобы получить знаменатель численного масштаба, нужно приписать два нуля, если в километрах, то пять нулей. Например, для именованного масштаба в 1 см — 100 м расстояние на местности выражено в метрах, поэтому для численного масштаба приписываем два нуля и получаем: 1:10 000. Для масштаба в 1 см — 5 км приписываем к пятерке пять нулей и получаем: 1:500 000.
Задание 3. Определите расстояние между пунктами по физической карте России в атласе 6-го класса (стр. 14-15):
а) Москва и Киров б) гора Нaродная (Уральские горы) и гора Казбек (горы Кавказ) в) г. Томск и г. Москва
Правило для учащихся. При определении расстояния по карте между пунктами следует:
1. Измерить при линейки расстояние в сантиметрах между пунктами. Например, расстояние между городами Москва и Астрахань на карте составляет 6,5 см.
2. Узнать по именованному масштабу, сколько километров (метров) на местности соответствует 1 см на карте.
(На физической карте России в географическом атласе 6-го класса 1 см на карте соответствует например 200 км на местности.)
3. Измеренное линейкой расстояние между пунктами умножить на количество километров (метров) на местности для данного масштаба.
6,5 x 200 = 1300 км.
Задание 4. Измерьте протяженность рек по физической карте России в атласе 6-го класса:
а) Обь; б) река Лена; в)Амур.
Измерения извилистых линий на карте (в данном случае рек) проводятся при курвиметра либо нитки.
Как измерить длину реки при нитки (правило для учащихся): 1. Нитку нужно смочить, иначе уложить ее на бумагу трудно. 2. Приложить нитку к кривой линии (к реке — от истока до устья) так, чтобы она повторяла все изгибы реки.
3. Отметить на нитке (пальцами или пинцетами) точки истока и устья (можно аккуратно обрезать
Реки системы Конго благодаря большой водности, довольно равномерному стоку в течение года, значительному падению русла и обилию порогов и водопадов в верхнем и нижнем течениях обладают огромными запасами гидроэнергии.