Практическая работа N8. Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур.
Цель: накапливать прочные знания о важнейших особенностях климата, влияющих на ведение сельского хозяйства; учиться читать и анализировать тематические карты и таблицы, устанавливать связи.
Ист. зн: учебник, атлас.
Ход работы.
1. Дать определение понятия "агроклиматические ресурсы". Из каких показателей складываются эти ресурсы?
2. Оценить ГП описываемой территории. В каком климатическом поясе и в какой его области она располагается?
3. Проанализировать тематические карты "Агроклиматические ресурсы" в учебнике:
а) Рассмотреть условные знаки. Что означает цветовой фон, какая текстовая информация ему соответствует?
б) описываемой территории теплом, установите сумму температур за период с температурой выше +10°С. Почему взята именно эта температура? Какие сельскохозяйственные культуры возделываются в описываемом районе?
4. Исследовать обеспеченность территории влагой. Установить зону увлажнения, коэффициент увлажнения.
Сделать вывод о причинно-следственных связях между агроклиматическими условиями и сельским хозяйством
2. Для оценки географической принадлежности описываемой территории необходимо использовать информацию о климате. Мы должны определить климатический пояс, в котором находится данная территория, и область в пределах этого пояса. Для этого мы можем воспользоваться учебником или атласом, где представлены карты климатических поясов и подразделение территорий на области. По данным карты, мы определяем, в каком климатическом поясе находится описываемая территория и в какой именно его области она располагается.
3. Далее, мы должны проанализировать тематические карты "Агроклиматические ресурсы" в учебнике.
а) Рассмотрим условные знаки на карте. Например, цветовой фон может иметь разные значения, которые сопоставлены с определенными текстовыми информациями. Например, синий цвет фона на карте может означать области с высокими осадками, а желтый - области с низкими осадками и т.д. Мы должны обратить внимание на то, какой цветовой фон представлен на карте и какая информация ему соответствует.
б) Затем мы должны определить сумму температур за период с температурой выше +10°С на карту, которая отображает теплоту описываемой территории. Почему именно эта температура выбрана в качестве порогового значения? Она является критической температурой для множества растений и определяет возможность их роста и развития. Сельскохозяйственные культуры, которые возделываются в описываемом районе, должны быть адаптированы к данной температуре, чтобы успешно произрастать.
4. Далее, мы должны изучить обеспеченность территории влагой. На тематической карте, отображающей влажность, мы должны определить зону увлажнения и коэффициент увлажнения. Зона увлажнения показывает, где на территории достаточно влаги для развития растений, а коэффициент увлажнения характеризует количество осадков, доступных в данной зоне. Изучив эти данные, можно сделать вывод о связи между сельским хозяйством и агроклиматическими условиями. Например, если территория находится в зоне увлажнения, а коэффициент увлажнения высок, то она может быть подходящей для возделывания основных сельскохозяйственных культур.
Таким образом, путем анализа агроклиматических ресурсов, климатического положения территории, особенностей тематических карт и причинно-следственных связей между агроклиматическими условиями и сельским хозяйством, мы сможем лучше понять влияние климата на географию сельскохозяйственных культур.