Практикум
Наблюдение и описание природно-антропогенного (природного) комплекса
Цель работы: формирование умений показывать взаимосвязь между природными компонентами конкретного природного комплекса, влияние рельефа на компоненты; составлять описание природного комплекса.
Ход работы.
Природная зона-степь (Ростовская область)Описание произвести по плану:
1) Географическое положение
2) Климат: t° воздуха, ветер, осадки, облачность.
3) Особенности рельефа местности: а) формы, б) горные породы.
4) Особенности почвы: описать слои на 0-70 см глубине - а) цвет, б) состав пород, в) толщина слоя.
5) Преобладающие растения;
6) Наблюдаемые представители животного мира;
7) Воздействие человека на ПК - положительное и отрицательное;
8) Ваши предложения по сохранению ПК.
1. Объявление учителем темы и переформулированных целей урока.
Блок I. Природный комплекс.
Познавательная задача: что такое природный комплекс.
Деятельность учителя: учитель предлагает учащимся, основываясь на знаниях о понятии «природа» и сообщении о том, что слово «комплекс» означает «сочетание», выполнить тест:
Вопрос: «Комплекс» в переводе с латинского языка означает – сочетание. Какой смысл вложен в словосочетание «природный комплекс»?
Варианты ответов:
А. Взаимосвязь почвы с растительным и животным миром.
Б. Взаимосвязь всех природных компонентов местности
В. Связь климатических особенностей местности с ее рельефом.
Г. Взаимосвязь всех природных компонентов местности и деятельности человека.
Блок II. Сферы Земли.
Познавательная задача: Какие оболочки Земли вы знаете? Какие части земных оболочек наиболее тесно взаимодействуют? Как называется оболочка, образованная на границе атмосферы, литосферы, гидросферы и населенная живыми организмами?
Деятельность учителя: формулирует вопросы, демонстрирует таблицу «Биосфера», формулирует понятие «географическая оболочка»
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы, используя знания по географии и биологии, полученные в 6 классе; формулируют понятие «биосфера».
Блок III. Компоненты природного комплекса.
Познавательная задача: выяснить, из каких компонентов состоит природный комплекс?
Деятельность учителя: приводит примеры различных по масштабу ПК, формулирует вопросы; демонстрирует картину «ПК лес
Вопрос: Из каких компонентов состоит ПК лес?
Деятельность учащихся: анализируют таблицу «ПК лес», усваивают объяснение учителя, в ходе которого делают выводы о размерах ПК, высказывают предположения, отвечая на вопрос.
Блок IV. Взаимосвязи компонентов ПК.
Познавательная задача: Как взаимосвязаны компоненты природного комплекса?
Деятельность учителя: организует эвристическую беседу, предлагает учащимся закончить схему «Взаимосвязи компонентов ПК».
Деятельность учащихся: приводят примеры в доказательство взаимосвязей компонентов природы, отвечают на вопросы учителя (Как влияет рельеф на залегание грунтовых вод? Как влияют текучие воды на рельеф? Как взаимосвязаны воды и растительный мир? Растительный мир и рельеф? Каковы взаимосвязи между растительным и животным миром? Как животные влияют на рельеф? На растительный мир?) и заполняют схему «Взаимосвязи компонентов ПК» под его руководством.
Блок V. Решение проблемы.
Познавательная задача: как взаимодействуют компоненты ПК?
Деятельность учителя: формулирует проблемную ситуацию учащимся в её решении, схематично отображая противоречие, дополняя задания учащихся о том, что личинки комаров, проходя личиночную стадию в водоемах накапливать микроэлементы в своем организме.
Растениям, кроме главных элементов минерального питания – азота, калия, кальция, фосфора, – для нормального развития совершенно необходимы многие другие вещества, содержащиеся в почве в ничтожно малом количестве – всего несколько граммов на гектар. Сюда относятся такие элементы, как медь, цинк, марганец, молибден, бор и другие. Микроэлементы миллионы лет вымываются из почвы и сносятся в водоемы. Казалось бы, они давно должны были исчезнуть из почвы. Почему же они не исчезли, и вслед за ними не погибла растительность?
Объяснение: