Проанализируйте климатические карты Украины и определите, почему количество влажных дней уменьшается с севера и северо-запада на юг и юго-восток. Как такое изменение влажности воздуха зависит от изменения тем- пературы воздуха?
Важнейшее из полезных ископаемых Кавказа — нефть, месторождения которой связаны с поясом пород палеогена и неогена, окаймляющим Большой Кавказ (Кубано-Майкопский, Грозненский, Дагестанский, Апшеронский нефтяные районы), и отчасти с палеогеновыми и неогеновыми осадками, выполняющими межгорную впадину Куринской провинции.
Районы нефтяных месторождений в основном располагаются в краевых и межгорных впадинах, их крыльях, зонах погружения складчатых структур.
Для концентрации битумов в промышленные нефтяные месторождения большое значение имеют формы тектонических структур, например, широко распространенные в указанных тектонических зонах брахиантиклинальные структуры. В сводах брахиантиклиналей, где под изогнутыми в виде купола непроницаемыми слоями концентрируются проникающие снизу вверх битумы, находится большое количество нефтяных месторождений Кавказа. Особенно благоприятны в этом отношении структуры типа диапировых брахиантиклинальных складок, когда более древние породы ядра такой складки прорывают в своде антиклинали лежащие выше более молодые слои. Такую же роль, как брахиантиклинали, играют участки вздымания продольных осей обычных линейных антиклинальных складок. Так как битумы снизу вверх проникают по линиям разрывов осадочных толщ, то для их проникновения особенно благоприятны структуры антиклиналей, осложненные различного рода разрывами.
Апшеронские нефтяные месторождения приурочены к так называемой продуктивной толще, развитой в восточной части Куринской впадины и на Апшеронском полуострове. По возрасту эта мощная свита относится к неогену (средний плиоцен). Она образована континентальными речными осадками дельт пра-Волги и пра-Куры, впадавших в то время в озеро-море, которое находилось в Южнокаспийской впадине. Продуктивная толща образована косослоистыми песками, песчаниками, алевролитами и глинами. Осадочная толща служила коллектором для углеводородов, поднимавшихся из более глубоких слоев по трещинам (по линиям разного рода разломов). В этой толще и находятся огромные залежи апшеронской нефти.
Нефтеносны и другие горизонты неогеновых и палеогеновых отложений Кавказа: слои миоцена (чокракская свита и др.), палеогена (майкопская свита и более древние горизонты).
В последнее время в нефтедобычу вовлекаются и значительно более древние толщи осадочных пород Кавказа, главным образом меловой и юрской систем (Дагестан, Грозненский район, Ставропольский и Краснодарский края). «Возможности добычи нефти из этих мезозойских отложений только еще начинают выявляться; они, несомненно, весьма значительны. …Мощные фонтаны нефти получены из трещиноватых известняков верхнего мела на востоке Ставрополья и в Чечено-Ингушетии» (В. Е. Хаин, 1958, стр. 31).
Долгое время кавказская нефть была в нашей стране основным источником жидкого горючего. Лишь за военные и послевоенные годы добыча нефти значительно возросла и в новых районах, в особенности в области Второго Баку. Тем не менее кавказская нефть продолжает играть очень большую роль в хозяйстве нашей страны.
Новые нефтяные месторождения открыты за послевоенные годы в Предкавказье, в том числе крупнейшее нефтегазовое месторождение в Краснодарском крае — Анастасьевско-Троицкое, в низовье Кубани. Высказывается предположение о продолжении этой богатой нефтегазоносной полосы в Темрюкский залив Азовского моря. Крупные месторождения открыты в Куринской впадине (Кюровдаг, Мишовдаг и др.). Залежи нефти в Азербайджане обнаружены на глубинах 3,5—5 км. Месторождения нефти открыты и на дне Каспийского моря.
На одном из таких месторождений в 40 км от Апшеронского полуострова возник целый поселок городского типа — Нефтяные камни. Он вырос на металлической эстакаде вокруг так называемых «Черных скал» — едва выступающей из моря на поверхность каменной гряды. Добыча нефти со дна моря здесь начата в 1949 г.
Геофизическими исследованиями доказано, что нефтеносные толщи восточного Азербайджана и западной Туркмении соединяются под водами Каспийского моря. Отсюда следует вывод о большой перспективности на нефть дна Каспийского моря между Апшероном и Челекеном. Надо осваивать технику сооружения скважин на больших глубинах моря (В. Е. Хаин, 1958, стр. 30).
Тесно связаны с нефтяными и газовые месторождения Кавказа. Газоносность во многих районах была известна давно. В Дагестане на природных газах основано производство большого стекольного завода (Дагестанские Огни, к северу от Дербента). Месторождения газа были известны в Грозненском нефтяном районе, в Ставрополе, где еще в дореволюционное время добывали из скважин газ, который использовался для отопления нескольких зданий и предприятий. В послевоенные годы в Ставрополье обнаружены мощные газовые месторождения, позволяющие теперь считать его одним из важнейших газоносных районов страны...
В Москве — с «Торговым домом Кузнецова, Рябушинских и К˚» — для выпуска автомобилей FIAT 15 Ter в объёме 1500 машин в год.
в Ярославле — с «Акционерным обществом воздухоплавания В. А. Лебедев» — для выпуска автомобилей Crossley 20/25HP в объёме 1500 машин в год.
В подмосковных Филях — с Акционерным обществом Русско-Балтийского вагонного завода — для выпуска автомобилей Руссо-Балт С24/40 в объёме 1500 машин в год.
в Рыбинске — с Акционерным обществом «Русский Рено» — для выпуска автомобилей Рено в объёме 1500 машин в год.
В Нахичевани — с товариществом «Аксай» — для выпуска автомобилей в объёме 1500 машин в год.
в Мытищах (поселок Новоперловский) — с «Британской инженерной компанией Сибири „Бекос“» — на постройку «Казённого завода военных самоходов» (КЗВС) с производительностью 3000 автомобилей в год[6].Завод «Автомобильного Московского общества» (АМО) стал одним из лидеров советского автомобилестроения, последовательно сменив названия АМО, ЗИС, ЗИЛ, АМО ЗИЛ.
Завод Лебедева в Ярославле в советское время выпускал тяжёлые грузовики ЯАЗ и дал начало таким маркам, как МАЗ и КрАЗ. С 1958 года завод специализируется на выпуске моторов — сегодня это ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод).
Завод «Руссо-Балт» в Филях после 1917 года выпустил всего несколько автомобилей, а с 1923 года перешёл на производство самолётов, а затем ракет — сегодня это ведущее авиационно-космическое предприятие России — ГКНПЦ им. Хруничева.
Завод «Британской инженерной компании Сибири „Бекос“» в Мытищах после нескольких объединений вошёл в состав сегодняшнего РКК Энергия
Завод «Русский Рено» в Рыбинске также был передан в авиационную промышленность и с 1928 года занимается производством авиамоторов — в настоящее время это НПО Сатурн (Рыбинские моторы).
Завод товарищества «Аксай» продолжил заниматься выпуском сельскохозяйственных машин, сегодня это ростовский завод «Красный Аксай».
Полезные ископаемые Кавказа
Важнейшее из полезных ископаемых Кавказа — нефть, месторождения которой связаны с поясом пород палеогена и неогена, окаймляющим Большой Кавказ (Кубано-Майкопский, Грозненский, Дагестанский, Апшеронский нефтяные районы), и отчасти с палеогеновыми и неогеновыми осадками, выполняющими межгорную впадину Куринской провинции.
Районы нефтяных месторождений в основном располагаются в краевых и межгорных впадинах, их крыльях, зонах погружения складчатых структур.
Для концентрации битумов в промышленные нефтяные месторождения большое значение имеют формы тектонических структур, например, широко распространенные в указанных тектонических зонах брахиантиклинальные структуры. В сводах брахиантиклиналей, где под изогнутыми в виде купола непроницаемыми слоями концентрируются проникающие снизу вверх битумы, находится большое количество нефтяных месторождений Кавказа. Особенно благоприятны в этом отношении структуры типа диапировых брахиантиклинальных складок, когда более древние породы ядра такой складки прорывают в своде антиклинали лежащие выше более молодые слои. Такую же роль, как брахиантиклинали, играют участки вздымания продольных осей обычных линейных антиклинальных складок. Так как битумы снизу вверх проникают по линиям разрывов осадочных толщ, то для их проникновения особенно благоприятны структуры антиклиналей, осложненные различного рода разрывами.
Апшеронские нефтяные месторождения приурочены к так называемой продуктивной толще, развитой в восточной части Куринской впадины и на Апшеронском полуострове. По возрасту эта мощная свита относится к неогену (средний плиоцен). Она образована континентальными речными осадками дельт пра-Волги и пра-Куры, впадавших в то время в озеро-море, которое находилось в Южнокаспийской впадине. Продуктивная толща образована косослоистыми песками, песчаниками, алевролитами и глинами. Осадочная толща служила коллектором для углеводородов, поднимавшихся из более глубоких слоев по трещинам (по линиям разного рода разломов). В этой толще и находятся огромные залежи апшеронской нефти.
Нефтеносны и другие горизонты неогеновых и палеогеновых отложений Кавказа: слои миоцена (чокракская свита и др.), палеогена (майкопская свита и более древние горизонты).
В последнее время в нефтедобычу вовлекаются и значительно более древние толщи осадочных пород Кавказа, главным образом меловой и юрской систем (Дагестан, Грозненский район, Ставропольский и Краснодарский края). «Возможности добычи нефти из этих мезозойских отложений только еще начинают выявляться; они, несомненно, весьма значительны. …Мощные фонтаны нефти получены из трещиноватых известняков верхнего мела на востоке Ставрополья и в Чечено-Ингушетии» (В. Е. Хаин, 1958, стр. 31).
Долгое время кавказская нефть была в нашей стране основным источником жидкого горючего. Лишь за военные и послевоенные годы добыча нефти значительно возросла и в новых районах, в особенности в области Второго Баку. Тем не менее кавказская нефть продолжает играть очень большую роль в хозяйстве нашей страны.
Новые нефтяные месторождения открыты за послевоенные годы в Предкавказье, в том числе крупнейшее нефтегазовое месторождение в Краснодарском крае — Анастасьевско-Троицкое, в низовье Кубани. Высказывается предположение о продолжении этой богатой нефтегазоносной полосы в Темрюкский залив Азовского моря. Крупные месторождения открыты в Куринской впадине (Кюровдаг, Мишовдаг и др.). Залежи нефти в Азербайджане обнаружены на глубинах 3,5—5 км. Месторождения нефти открыты и на дне Каспийского моря.
На одном из таких месторождений в 40 км от Апшеронского полуострова возник целый поселок городского типа — Нефтяные камни. Он вырос на металлической эстакаде вокруг так называемых «Черных скал» — едва выступающей из моря на поверхность каменной гряды. Добыча нефти со дна моря здесь начата в 1949 г.
Геофизическими исследованиями доказано, что нефтеносные толщи восточного Азербайджана и западной Туркмении соединяются под водами Каспийского моря. Отсюда следует вывод о большой перспективности на нефть дна Каспийского моря между Апшероном и Челекеном. Надо осваивать технику сооружения скважин на больших глубинах моря (В. Е. Хаин, 1958, стр. 30).
Тесно связаны с нефтяными и газовые месторождения Кавказа. Газоносность во многих районах была известна давно. В Дагестане на природных газах основано производство большого стекольного завода (Дагестанские Огни, к северу от Дербента). Месторождения газа были известны в Грозненском нефтяном районе, в Ставрополе, где еще в дореволюционное время добывали из скважин газ, который использовался для отопления нескольких зданий и предприятий. В послевоенные годы в Ставрополье обнаружены мощные газовые месторождения, позволяющие теперь считать его одним из важнейших газоносных районов страны...
В Москве — с «Торговым домом Кузнецова, Рябушинских и К˚» — для выпуска автомобилей FIAT 15 Ter в объёме 1500 машин в год.
в Ярославле — с «Акционерным обществом воздухоплавания В. А. Лебедев» — для выпуска автомобилей Crossley 20/25HP в объёме 1500 машин в год.
В подмосковных Филях — с Акционерным обществом Русско-Балтийского вагонного завода — для выпуска автомобилей Руссо-Балт С24/40 в объёме 1500 машин в год.
в Рыбинске — с Акционерным обществом «Русский Рено» — для выпуска автомобилей Рено в объёме 1500 машин в год.
В Нахичевани — с товариществом «Аксай» — для выпуска автомобилей в объёме 1500 машин в год.
в Мытищах (поселок Новоперловский) — с «Британской инженерной компанией Сибири „Бекос“» — на постройку «Казённого завода военных самоходов» (КЗВС) с производительностью 3000 автомобилей в год[6].Завод «Автомобильного Московского общества» (АМО) стал одним из лидеров советского автомобилестроения, последовательно сменив названия АМО, ЗИС, ЗИЛ, АМО ЗИЛ.
Завод Лебедева в Ярославле в советское время выпускал тяжёлые грузовики ЯАЗ и дал начало таким маркам, как МАЗ и КрАЗ. С 1958 года завод специализируется на выпуске моторов — сегодня это ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод).
Завод «Руссо-Балт» в Филях после 1917 года выпустил всего несколько автомобилей, а с 1923 года перешёл на производство самолётов, а затем ракет — сегодня это ведущее авиационно-космическое предприятие России — ГКНПЦ им. Хруничева.
Завод «Британской инженерной компании Сибири „Бекос“» в Мытищах после нескольких объединений вошёл в состав сегодняшнего РКК Энергия
Завод «Русский Рено» в Рыбинске также был передан в авиационную промышленность и с 1928 года занимается производством авиамоторов — в настоящее время это НПО Сатурн (Рыбинские моторы).
Завод товарищества «Аксай» продолжил заниматься выпуском сельскохозяйственных машин, сегодня это ростовский завод «Красный Аксай».
Объяснение: