Географическое положение Европейского Юга России (Северный Кавказ) . Данный регион занимает самую южную часть территории России. Территория Северного Кавказа ограничена Черным и Азовским морями на западе и Каспийским морем на востоке, Восточно-Европейской равниной на севере и Главным Кавказским хребтом на юге. Природный тип территории различен: выделяются – равнины бассейна Дона, Предкавказье – Кумо-Манычская впадина, Ставропольская возвышенность, Прикаспийская низменность и собственно Кавказ.
Экономико-географическое положение. На севере граничит с центральными районами России, на юге – странами Закавказья (Грузия, Азербайджан) , на западе – с Украиной (Крым, Донбасс) и Казахстаном – на востоке (через Каспийское море) .
Транспортно-географическое положение. Большим плюсом является приморское положение Европейского Юга: выход к трем морям. Этот регион обеспечивает выход страны к государствам Закавказья. Наличие морских путей позволяет осуществлять торгово-экономические связи с приморскими странами Европы, Ираном, Туркменией, Азербайджаном и Казахстаном. Через территорию Северного Кавказа проходят важные транспортные магистрали, имеющие стратегическое значение: федеральная трасса «Юг» , нефтепровод из Западного Казахстана, участок газопровода из Туркмении, по которому, в частности, подается газ в Украину. Вдоль берегов Черного и Каспийского морей пролегают трассы железной дороги (соответственно в Грузию – Турцию и в Азербайджан – Иран и далее в страны Ближнего и Среднего Востока) . Через Главный Кавказский хребет проходит автодорога, связывающая Россию с Грузией и Арменией. По равнинной части Северного Кавказа в широтном направлении расположен участок железной дороги, связывающей страны Средней Азии с Западной Европой.
Достоинства ЭГП Западной Сибири определяются сверх концентрацией имеющих мировое значение топливно-энергетических ресурсов (нефти, газа и угля) и относительной близостью к районам их потребления, прежде всего в европейской части страны и в Европе (странах СНГ и дальнего зарубежья). С трубопроводного транспорта нефть и газ транспортируются на расстояние в несколько тысяч километров, что обеспечивает Западной Сибири статус базового района при организации евразийских рынков газа и нефти.
Объяснение:Здесь формируются масштабные топливные грузопотоки и осуществляется транзит различных грузов между европейскими и восточными районами России, а также между странами Европы и Дальнего Востока. Для этого используются Транссибирская железная дорога и автомагистрали, проложенные в сторону Восточной Сибири (до Забайкалья) и Монголии — Чуйский тракт. Северный морской путь также имеет большое значение для жизнеобеспечения северных районов, в перспективе — для вывоза углеводородных ресурсов, добываемых на побережье и шельфе Карского моря. Все наземные широтные магистрали ЗСЭР в меридиональном направлении удобно пересекает Обь-Иртышский водный речной путь, используемый для доставки грузов по многочисленным рекам в глубинные районы Западной Сибири, а также по Иртышу в Казахстан.
Выгодное транспортное положение Западной Сибири дополняют благоприятные условия для развития в ее центральной, степной, части агропромышленного, машиностроительного и нефтехимического комплексов, а на горном юго-востоке — угольно-металлургического и машиностроительного. Развитие этих комплексов позволяет району занимать центральные позиции при формировании товарных рынков черных металлов, коксующихся углей, продукции нефтепереработки и органического синтеза, а также зерна и мясомолочных продуктов.Отрицательные стороны ЭГП Западной Сибири связаны с экстремальными климатическими условиями ее арктических и северных районов, создающими неудобства для проживания и удорожающими хозяйственную деятельность, в частности добычу углеводородов, а также с высокой обводненностью Западно-Сибирской равнины — частыми наводнениями и подтоплением населенных пунктов и промышленных центров и с экологической напряженностью в районах добычи топлива, размещения объектов черной металлургии и нефтехимии. На современном этапе к неудобствам районного ЭГП можно добавить временную необустроенность протяженной границы с Казахстаном, откуда на территорию Западной Сибири проникают контрабандные грузы и наркотики.
Географическое положение Европейского Юга России (Северный Кавказ) . Данный регион занимает самую южную часть территории России. Территория Северного Кавказа ограничена Черным и Азовским морями на западе и Каспийским морем на востоке, Восточно-Европейской равниной на севере и Главным Кавказским хребтом на юге. Природный тип территории различен: выделяются – равнины бассейна Дона, Предкавказье – Кумо-Манычская впадина, Ставропольская возвышенность, Прикаспийская низменность и собственно Кавказ.
Экономико-географическое положение. На севере граничит с центральными районами России, на юге – странами Закавказья (Грузия, Азербайджан) , на западе – с Украиной (Крым, Донбасс) и Казахстаном – на востоке (через Каспийское море) .
Транспортно-географическое положение. Большим плюсом является приморское положение Европейского Юга: выход к трем морям. Этот регион обеспечивает выход страны к государствам Закавказья. Наличие морских путей позволяет осуществлять торгово-экономические связи с приморскими странами Европы, Ираном, Туркменией, Азербайджаном и Казахстаном. Через территорию Северного Кавказа проходят важные транспортные магистрали, имеющие стратегическое значение: федеральная трасса «Юг» , нефтепровод из Западного Казахстана, участок газопровода из Туркмении, по которому, в частности, подается газ в Украину. Вдоль берегов Черного и Каспийского морей пролегают трассы железной дороги (соответственно в Грузию – Турцию и в Азербайджан – Иран и далее в страны Ближнего и Среднего Востока) . Через Главный Кавказский хребет проходит автодорога, связывающая Россию с Грузией и Арменией. По равнинной части Северного Кавказа в широтном направлении расположен участок железной дороги, связывающей страны Средней Азии с Западной Европой.
Достоинства ЭГП Западной Сибири определяются сверх концентрацией имеющих мировое значение топливно-энергетических ресурсов (нефти, газа и угля) и относительной близостью к районам их потребления, прежде всего в европейской части страны и в Европе (странах СНГ и дальнего зарубежья). С трубопроводного транспорта нефть и газ транспортируются на расстояние в несколько тысяч километров, что обеспечивает Западной Сибири статус базового района при организации евразийских рынков газа и нефти.
Объяснение:Здесь формируются масштабные топливные грузопотоки и осуществляется транзит различных грузов между европейскими и восточными районами России, а также между странами Европы и Дальнего Востока. Для этого используются Транссибирская железная дорога и автомагистрали, проложенные в сторону Восточной Сибири (до Забайкалья) и Монголии — Чуйский тракт. Северный морской путь также имеет большое значение для жизнеобеспечения северных районов, в перспективе — для вывоза углеводородных ресурсов, добываемых на побережье и шельфе Карского моря. Все наземные широтные магистрали ЗСЭР в меридиональном направлении удобно пересекает Обь-Иртышский водный речной путь, используемый для доставки грузов по многочисленным рекам в глубинные районы Западной Сибири, а также по Иртышу в Казахстан.
Выгодное транспортное положение Западной Сибири дополняют благоприятные условия для развития в ее центральной, степной, части агропромышленного, машиностроительного и нефтехимического комплексов, а на горном юго-востоке — угольно-металлургического и машиностроительного. Развитие этих комплексов позволяет району занимать центральные позиции при формировании товарных рынков черных металлов, коксующихся углей, продукции нефтепереработки и органического синтеза, а также зерна и мясомолочных продуктов.Отрицательные стороны ЭГП Западной Сибири связаны с экстремальными климатическими условиями ее арктических и северных районов, создающими неудобства для проживания и удорожающими хозяйственную деятельность, в частности добычу углеводородов, а также с высокой обводненностью Западно-Сибирской равнины — частыми наводнениями и подтоплением населенных пунктов и промышленных центров и с экологической напряженностью в районах добычи топлива, размещения объектов черной металлургии и нефтехимии. На современном этапе к неудобствам районного ЭГП можно добавить временную необустроенность протяженной границы с Казахстаном, откуда на территорию Западной Сибири проникают контрабандные грузы и наркотики.