Для страны характерна высокая степень концентрации производства и капитала. в структуре индустрии горнодобывающей отрасли остается главной ведущая отрасль -добыча золота, а также урана. важное значение имеют также угледобывающая отрасль, добыча железных, марганцевых и хромитовых руд и металлов. это создает базу для развития металлургии. из руд цветных металлов добывают медь, олово и сурьму. на юар приходится до 2/3 производимой в африке электроэнергии, причем половину ее потребляет горнодобывающая промышленность. в обрабатывающей промышленности выделяются черная металлургия, машиностроение и металлообработка (преобладает производство горного оборудования, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, судоремонт и вагоностроение) , промышленность (обслуживает в основном нужды горнодобывающей отрасли) , легкая промышленность, текстильная, швейная, кожевенно-обувная) и пищевая (в основном изготовление фруктовых консервов, сахара, виноделие) . в юар сформировался самый крупный промышленный район африки с центром в йоханнесбурге, который концентрирует около половины объема промышленной продукции страны. промышленными центрами также являются портовые районы кейптауна, дурбана. юар можно назвать страной с двойной . ей присущи черты и развитых, и развивающихся стран. различия в социально- развитии между наиболее развитыми и отсталыми районами страны велики. кратко))
Оленеводство Норвегии, Швеции и Финляндии имеет много общих черт, что объясняется, с одной стороны, сходством природных и социально-экономических условий, а с другой — тем, что во всех трех странах оно сформировалось на основе традиций одного и того же коренного народа — саами. В Швеции и Норвегии закон устанавливает за саами исключительное право заниматься разведением северных оленей. Это право распространяется на основные пастбищные районы обеих стран. В Финляндии право на занятие оленеводством может получить любой гражданин этой страны, если он станет членом оленеводческого кооператива. После вступления Финляндии в ЕС такое право автоматически распространилось и на всех граждан европейского экономического пространства. Существует только требование, чтобы владелец оленей (акционер) постоянно проживал в общине, где расположен его кооператив. Кроме этого, некоторые другие собственники, например предприятия индустрии туризма, здесь тоже имеют право владеть оленями.
Проблемы, с которыми сталкивается оленеводство в Скандинавии, связаны в основном с близостью пастбищ к населенным территориям. Особенно типичны конфликты с сельским хозяйством и лесной промышленностью. В южных саамских районах Швеции и Норвегии эти конфликты угрожают подорвать всю отрасль.
Системы управления оленеводством в Норвегии, Швеции и Финляндии различны, но основаны на одинаковых административных принципах. Во всех трех странах национальная политика по отношению к оленеводству осуществляется министерствами сельского хозяйства, которые делегируют исполнительную власть различным правительственным органам вне министерств. Для удобства управления территория каждой страны разделена на оленеводческие районы и участки.
Процесс управления осуществляется на принципах диалога государственных административных структур с самодеятельными организациями оленеводов. Так, в Финляндии центральным органом управления оленеводством является Ассоциация оленеводческих кооперативов — коммерческих организаций, состоящих из владельцев оленей. Ассоциация подчиняется Министерству сельского хозяйства и лесной промышленности и финансируется из государственного бюджета. В Норвегии примерно половина членов оленеводческих правлений каждого из районов назначается Саамским парламентом Норвегии, а члены комитетов, управляющих оленеводческими участками, избираются самими оленеводами из числа владельцев оленей.
Традиционно формой организации оленевладельцев и их семей в Скандинавских странах была «сиида» (саамская община). Однако сегодня концепция «сииды» не является частью системы управления ни в одной из трех стран.
Норвежская система управления внедрила в оленеводство концепцию «хозяйственной единицы». «Хозяйственная единица» — это разрешение, данное одному лицу на право законного владения оленями в пределах оленеводческого участка. Одна семья может владеть несколькими «хозяйственными единицами».
Шведская система похожа на норвежскую, но лицензия связана с членством в «саамской деревне». Каждый владелец образует индивидуальное предприятие. Как и в Норвегии, одна семья может состоять из нескольких индивидуальных предприятий. Оленеводческая лицензия в Финляндии связана с членством в кооперативе — «оленеводческом участке».
Площади пастбищ и поголовье оленей в Норвегии, Швеции и Финляндии в достаточной степени сравнимы. В Норвегии в 2001 году было 165 тысяч оленей, выпасавшихся на 140 тысячах кв. километров, что составляет около 40% ее территории. В Швеции в 1998 году 227 тысяч оленей выпасались на 160 тысячах кв. километров (около 34% территории Швеции). В Финляндии в 2000 году — 186 тысяч голов на 114 тысячах кв. километров пастбищ (33% территории страны). Изменение численности оленей во всех трех странах происходило сходным образом: увеличение поголовья с конца 1970-х годов, максимум между 1989 и 1991 годами и тенденция к постепенному снижению после 1991 года.
Проблемы, с которыми сталкивается оленеводство в Скандинавии, связаны в основном с близостью пастбищ к населенным территориям. Особенно типичны конфликты с сельским хозяйством и лесной промышленностью. В южных саамских районах Швеции и Норвегии эти конфликты угрожают подорвать всю отрасль.
Системы управления оленеводством в Норвегии, Швеции и Финляндии различны, но основаны на одинаковых административных принципах. Во всех трех странах национальная политика по отношению к оленеводству осуществляется министерствами сельского хозяйства, которые делегируют исполнительную власть различным правительственным органам вне министерств. Для удобства управления территория каждой страны разделена на оленеводческие районы и участки.
Процесс управления осуществляется на принципах диалога государственных административных структур с самодеятельными организациями оленеводов. Так, в Финляндии центральным органом управления оленеводством является Ассоциация оленеводческих кооперативов — коммерческих организаций, состоящих из владельцев оленей. Ассоциация подчиняется Министерству сельского хозяйства и лесной промышленности и финансируется из государственного бюджета. В Норвегии примерно половина членов оленеводческих правлений каждого из районов назначается Саамским парламентом Норвегии, а члены комитетов, управляющих оленеводческими участками, избираются самими оленеводами из числа владельцев оленей.
Традиционно формой организации оленевладельцев и их семей в Скандинавских странах была «сиида» (саамская община). Однако сегодня концепция «сииды» не является частью системы управления ни в одной из трех стран.
Норвежская система управления внедрила в оленеводство концепцию «хозяйственной единицы». «Хозяйственная единица» — это разрешение, данное одному лицу на право законного владения оленями в пределах оленеводческого участка. Одна семья может владеть несколькими «хозяйственными единицами».
Шведская система похожа на норвежскую, но лицензия связана с членством в «саамской деревне». Каждый владелец образует индивидуальное предприятие. Как и в Норвегии, одна семья может состоять из нескольких индивидуальных предприятий. Оленеводческая лицензия в Финляндии связана с членством в кооперативе — «оленеводческом участке».
Площади пастбищ и поголовье оленей в Норвегии, Швеции и Финляндии в достаточной степени сравнимы. В Норвегии в 2001 году было 165 тысяч оленей, выпасавшихся на 140 тысячах кв. километров, что составляет около 40% ее территории. В Швеции в 1998 году 227 тысяч оленей выпасались на 160 тысячах кв. километров (около 34% территории Швеции). В Финляндии в 2000 году — 186 тысяч голов на 114 тысячах кв. километров пастбищ (33% территории страны). Изменение численности оленей во всех трех странах происходило сходным образом: увеличение поголовья с конца 1970-х годов, максимум между 1989 и 1991 годами и тенденция к постепенному снижению после 1991 года.