КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ АНИМАЦИЯ - динамическая последовательность электронных карт-кадров, создающая при демонстрации эффект перемещения картографического изображения по экрану. Для их создания применяют особые графические средства: перемещение, трансформирование и мигание знаков, границ, контуров, изменение окраски (дефилирование цвета) и др. Программные модули позволяют менять скорость демонстрации, осуществлять покадровый просмотр, возврат к избранному кадру, обратную последовательность. С картографической анимации можно создавать панораму местности, менять проекции и масштаб, точку обзора, ракурс, эффект перемещения над картой («облёт» территории) на разной высоте и с разной скоростью, а также вращать трёхмерные геоизображения. Картографические анимации имеют временной масштаб, показывающий отношение времени демонстрации карты на экране к реальной длительности процесса. Например, масштаб 1:86000 означает, что 1 секунда демонстрации соответствует округлённо суткам, а масштаб 1:31500000 - соответствие 1 секунды одному году. Картографические анимации используют для создания палеореконструкций (например, раскола древнего материка Гондвана), показа быстро меняющихся объектов и процессов (например, изменения метеоусловий, созревания сельскохозяйственных культур, распространения наводнений, лесных пожаров), в том числе в реальном масштабе времени.
Исторические сведения о картографических анимациях. Первые картографические динамические фильмы были созданы еще в конце 50-х годов XX в. Тогда, в 1959 г., американский ученый Н.Троуэр исследовал возможности применения мультипликационных принципов в картографии. Однако реализовать его методы удалось лишь около 20 лет спустя. Первый картографический фильм, на основании которого строились теоретические предположения Н. Троуэра, состоял всего из двух карт. В дальнейшем им был создан фильм, состоящий уже из 50 карт и показывающий динамику населенности некоторых штатов США в 1936— 1957 гг. Фильм длился около 20 мин, в то время как все создаваемые в то время картофильмы составляли не более 2 — 3 мин.
Развитие вычислительной техники в последующие годы позволило перейти от аналоговых технологий к цифровым, демонстрация которых осуществлялась не на киноэкране, а на дисплее. Один из первых компьютерных роликов демонстрировал ориентацию орбиты спутника. В 1966 г. Корнвелл и Робинсон предложили использовать ЭВМ-фильмыв картографии.
В 70-егоды XX в. в США несколько возрос интерес к анимационной картографии. В это время был создан ряддисплей-фильмов.Из наиболее интересных следует отметить фильм трехмерных моделей роста заселенности г. Детройта [Тоблер, 1970], анимированную демонстрацию отмывки (вращение источника света вок-
руг деталей рельефа), фильм о динамике использования земель в одном из штатов.
К середине 70-хгодов вышли в свет несколько обзорных работ по мультипликационной картографии [Халас, 1974; Хантер, 1977; Левитан, 1977]. В это же время были созданы специализированные языки программирования, ориентированные на анимацию (языки BEFLIX и ANIMA II). Наиболее значимый практический эффект дал опыт ученых Великобритании: сделанные ими анимации процессов, происходящих в Ирландском море, позволили не только отразить движения водных масс, морских фронтов и течений, но и составлять прогнозы и оперативно принимать решения относительно освоения ресурсов моря, охраны морской среды и т. п.
Однако до начала 90-хгодов XX в. анимационная картография оставалась доступной лишь узкому кругу профессионалов и экспертов. Причиной тому была высокая цена вычислительной техники, ее низкая производительность и необходимость в затратах больших усилий на создание каждой анимации.
Однако удешевление компьютеров до уровня, когда они действительно стали персональными, и улучшение качества бытовых мониторов до уровня телевизионного сигнала и выше привели к резкому увеличению анимационных материалов [А. М.Берлянт, Л. А. Ушакова, 2000].
Бурный прогресс компьютерной техники, начавшийся около 1993 г появлению самых разнообразных типов анимаций.
Карты Птолемея содержат много ошибок. Эратосфен вычислил почти правильную величину земной окружности, однако Посидоний уменьшил её более чем на четверть, и именно это ошибочное значение использовал Птолемей. Нулевой меридиан Птолемей провёл через Канарские острова. Из-за преувеличенного мореплавателями тех времён размера Азии получилось, что известный к тому времени мир протянулся более чем на 180° (на самом деле на 130°). На 180-м меридиане карты Птолемея находится Китай — гигантский сухопутный массив, который простирается от вершины карты до экватора. Согласно карте Птолемея неизвестная часть азиатского континента простирается настолько далеко, что занимает Тихий океан. Таким было классическое для более чем десятка веков представление Птолемея о Земле как о сфере, уменьшенной на четверть по сравнению с действительным размером и покрытой сушей, занимающей 2/3 Северного полушария
Исторические сведения о картографических анимациях. Первые картографические динамические фильмы были созданы еще в конце 50-х годов XX в. Тогда, в 1959 г., американский ученый Н.Троуэр исследовал возможности применения мультипликационных принципов в картографии. Однако реализовать его методы удалось лишь около 20 лет спустя. Первый картографический фильм, на основании которого строились теоретические предположения Н. Троуэра, состоял всего из двух карт. В дальнейшем им был создан фильм, состоящий уже из 50 карт и показывающий динамику населенности некоторых штатов США в 1936— 1957 гг. Фильм длился около 20 мин, в то время как все создаваемые в то время картофильмы составляли не более 2 — 3 мин.
Развитие вычислительной техники в последующие годы позволило перейти от аналоговых технологий к цифровым, демонстрация которых осуществлялась не на киноэкране, а на дисплее. Один из первых компьютерных роликов демонстрировал ориентацию орбиты спутника. В 1966 г. Корнвелл и Робинсон предложили использовать ЭВМ-фильмыв картографии.
В 70-егоды XX в. в США несколько возрос интерес к анимационной картографии. В это время был создан ряддисплей-фильмов.Из наиболее интересных следует отметить фильм трехмерных моделей роста заселенности г. Детройта [Тоблер, 1970], анимированную демонстрацию отмывки (вращение источника света вок-
руг деталей рельефа), фильм о динамике использования земель в одном из штатов.
К середине 70-хгодов вышли в свет несколько обзорных работ по мультипликационной картографии [Халас, 1974; Хантер, 1977; Левитан, 1977]. В это же время были созданы специализированные языки программирования, ориентированные на анимацию (языки BEFLIX и ANIMA II). Наиболее значимый практический эффект дал опыт ученых Великобритании: сделанные ими анимации процессов, происходящих в Ирландском море, позволили не только отразить движения водных масс, морских фронтов и течений, но и составлять прогнозы и оперативно принимать решения относительно освоения ресурсов моря, охраны морской среды и т. п.
Однако до начала 90-хгодов XX в. анимационная картография оставалась доступной лишь узкому кругу профессионалов и экспертов. Причиной тому была высокая цена вычислительной техники, ее низкая производительность и необходимость в затратах больших усилий на создание каждой анимации.
Однако удешевление компьютеров до уровня, когда они действительно стали персональными, и улучшение качества бытовых мониторов до уровня телевизионного сигнала и выше привели к резкому увеличению анимационных материалов [А. М.Берлянт, Л. А. Ушакова, 2000].
Бурный прогресс компьютерной техники, начавшийся около 1993 г появлению самых разнообразных типов анимаций.