Savol va topshiriqlar 1. Turob To'laning hayotiy va ijodiy faoliyati toʻgʻrisida gapirib
bering.
2. Ota-onangizdan shoir she'rlari bilan aytiladigan qoʻshiqlar ha-
qida soʻrang va bilib olganlaringizni sinfdoshlaringizga gapirib
bering
3. «Do‘nan» asarida Sizga eng kuchli ta'sir qilgan epizod qaysi
boʻldi? Buni izohlab berishga harakat qiling-chi.
4. Odam va otning bir-biriga bu qadar mehr qoʻyishining bosh
sababi nimada deb bildingiz?
5. «Shangʻillab butun hovlini boshiga ko'taradigan» Fayzi dastur-
xonchi, Sizning nazaringizda, qanday odam?
6. Bolaning otasi mehmondan otni qaytarib olib kelmaganini
qanday baholaysiz? U toʻgʻri qildimi yoki aksincha?
7. Hikoyachining tili va gap ohangidan uning xarakterini koʻrsa-
tadigan oʻrinlarni topib, izohlab bering.
8. Turob Toʻlaning «Yetti zogʻora qissasi» kitobini topib, toʻliq
oʻqib chiqishga harakat qiling.
Их там по меньшей мере три. Один на психрометре (прибор такой для определения температуры и влажности). Термометры - сухой и смоченный - вставляются в штатив, смоченный опускается в сосуд с водой, в любом случае прибор стоит вертикально.
Минимальный и максимальный термометры укладываются под небольшим углом в психрометрическую будку вместе с психрометром на специальную подставку.
2) Прибор для определения атмосферного давления
3) Осадки собираются в ведро особой формы осадкомера Третьякова и в срок наблюдений через носик сливаются в мерный стакан. Затем по меткам в мерном стакане определяется количество осадков в миллиметрах за срок с наблюдений.
Стороны площадки размером 26x26 м располагаются по сторонам света. Такую большую площадку можно разбить на станции юннатов или на школьном учебно-опытном участке сельской школы, а в городе ее можно сделать и меньше. Затем следует продумать, что и как вы будете наблюдать, и в зависимости от этого подбирать приборы.
Вокруг площадки ставят изгородь, на площадке устанавливают будки для приборов, столбы для флюгера и осадкомера, готовят площадку для почвенных термометров.
Обычно наблюдают такие элементы погоды: видимость, облачность, атмосферные явления— снег, дождь, изморось, град, грозу. Измеряют направление и силу ветра, температуру и влажность воздуха, количество выпавших осадков, толщину снежного покрова, температуру почвы, отмечают продолжительность солнечного сияния.
Основные приборы для наблюдений — термометры для воздуха и почвы, гигрометр, флюгер, осадкомер, гелиограф.
Приборы располагают на площадке так, чтобы они не оказывали влияния на показания друг друга. Высокие установки: флюгер, осадкомер, метеобудку — надо поместить в северной части площадки, почвенные термометры — в южной, чтобы их не достигала тень. От прибора к прибору прокладывают узкие дорожки. Ходить беспорядочно по площадке не следует, так как нарушается естественное состояние поверхности и показания приборов искажаются. Дорожки, как и калитка в ограде, должны располагаться с северной стороны. Все предметы на площадке надо выкрасить в белый цвет и постоянно содержать их в чистоте и порядке.
Наблюдения по приборам проводят в строго установленное время четыре раза в сутки в 1, 7, 13, 19 ч по местному времени и записывают в журнал. Правильные и регулярные наблюдения за погодой окажут неоценимую услугу и школе и колхозу, например указать, при какой температуре и влажности зацветают определенные растения, а также плодоносят и какие погодные условия являются наилучшими для их развития.