История повседневности представляет собой отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности в ее историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах1. В центре внимания истории повседневности, реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость, в качестве цельного жизненного мира. Кроме того, данное направление включает комплексное исследование этой реальности людей разных социальных слоев, их поведения и эмоциональных реакций на события.
Представление о повседневной жизни зависит во многом от изменений ментальных установок населения в целом. Властные решения, безусловно, могут инициировать их трансформацию. Однако истинно глубокие перемены связаны с общими социально-экономическими процессами. Действительно, Петр I посредством комплекса нормативных решений осуществил переворот цивилизационного уровня. Но повседневность основной массы населения он не затронул: люди продолжали вести традиционный образ жизни, руководствуясь патриархальными представлениями о нормах и аномалиях2. Не оказали существенного влияния на систему нравственных ценностей народа реформаторские начинания Екатерины II и идеи просвещенного абсолютизма. В первой половине XIX в. главенствующую роль в формировании ментальных установок стала играть дворянская культура с характерной для нее раздвоенностью, усугублявшейся практиками повседневной жизни русских дворян, занимавших промежуточное положение между городскими и сельскими жителями
Экваториальный пояс
Субэкваториальный пояс
Тропический пояс
Субтропический пояс
Умеренный пояс
Субполярный пояс
Полярный пояс:
природные зоны:
Арктическая пустыня
Тундра
Тайга
Смешанный лес
Лесостепь
Субтропический лес
Средиземноморский пояс
Муссонный лес
Засушливая пустыня
Полупустыня
Засушливая степь
Полузасушливая пустыня
Травянистая саванна
Древесная саванна
Сухие тропические леса
Влажные тропические леса
Альпийская тундра
Горный лес
История повседневности представляет собой отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности в ее историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах1. В центре внимания истории повседневности, реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость, в качестве цельного жизненного мира. Кроме того, данное направление включает комплексное исследование этой реальности людей разных социальных слоев, их поведения и эмоциональных реакций на события.
Представление о повседневной жизни зависит во многом от изменений ментальных установок населения в целом. Властные решения, безусловно, могут инициировать их трансформацию. Однако истинно глубокие перемены связаны с общими социально-экономическими процессами. Действительно, Петр I посредством комплекса нормативных решений осуществил переворот цивилизационного уровня. Но повседневность основной массы населения он не затронул: люди продолжали вести традиционный образ жизни, руководствуясь патриархальными представлениями о нормах и аномалиях2. Не оказали существенного влияния на систему нравственных ценностей народа реформаторские начинания Екатерины II и идеи просвещенного абсолютизма. В первой половине XIX в. главенствующую роль в формировании ментальных установок стала играть дворянская культура с характерной для нее раздвоенностью, усугублявшейся практиками повседневной жизни русских дворян, занимавших промежуточное положение между городскими и сельскими жителями