В IХ-ХI вв викинги открыли: о. Исландия, о. Гренландия, о. Ньюфаундленд, п-ов. Лабрадор. Маршрут путешествий Марко Поло проходил через: Средиземное море, Аравийское море, Южно-Китайское море, Андаманское море, Бенгальский залив. Географы Азии представляли Землю в виде горы. В Азии были наиболее распространены следующие географические науки: страноведение, картография. Путешествия и открытия в Европе: Конец XV начало XVI в. Открытие Америки Х. Колумбом. 1471 г. Открытие сухопутного пути в Индию А. Никитиным. Конец XV в. Открытие Морского пути в Индию В. да Гамой. 1519-1522 гг. Первое кругосветное плавание Ф. Магеллана. В Европе географы представляли Землю плоской. Все, что знаю.
Наряду с преемственностью основных принципов периода «новой географии» с классическими описаниями стран и народов, созданием многотомных произведений, в основных странах мира происходили глубокие изменения в отношении внутренней структуры географической науки, применяемых методов исследований, решаемых задач и содержания географических работ. Все в большей степени происходило обособление физической и социально-экономической географии. Процесс дифференциации захватил и обе главные ветви географической науки. Вместе с тем появилась группа наук, соединивших пространственные методы анализа материалов, накопленных в географии, с задачами других направлений исследований, например медицинская география, рекреационная география, инженерная география, ландшафтная архитектура. Получили развитие политическая география, география культуры, электоральная география. Процессы дифференциации географического древа сопровождались поисками синтеза, создания теоретической основы, которая бы соединила быстро отдаляющиеся направления географической науки. В целом, процессы изменений, происходившие в географии, имели много общего. Этому все возраставшие научные связи. В 1922 г. был образован Международный географический союз, проводивший регулярные научные конгрессы в различных странах по темам, определявшим в тот или иной период наиболее значительный интерес в ученом мире, включая поиски в теоретической географии, в методах исследований.В 1920- 1930-е гг. постепенно уменьшалась доля работ классического типа, в которых природа, население и хозяйство рассматривались как части единого знания о человеке и среде его обитания. Происходило все более ясное размежевание географии на ветви природную и социально-экономическую. Одновременно усиливался интерес к социальным и политическим проблемам, к географии человека. В физической географии доминировали покомпонентные исследования главным образом проблем геоморфологии, в меньшей степени - климата и внутренних вод и еще меньше - биогенных компонентов.В 1940- 1950-е гг. возобладали вопросы практической направленности, проблемы детального изучения территорий с задачей научного обеспечения усилий по эксплуатации природно-ресурсного потенциала.В 1960-1970-е гг. стали обнаруживаться явные признаки исчерпания минерально-сырьевых ресурсов и все более угрожающего накопления отходов человеческой деятельности. Была создана общественная организация Римский клуб, объединившая виднейших ученых и политиков мира, озабоченных изменениями условий людской жизнедеятельности. Усилился интерес к теоретическим проблемам географии, к поиску концепций, объединяющих природное и социально-экономическое направления географии. В качестве объединяющей идеи была провозглашена математизация географических исследований, формализация данных о природных и социально-экономических явлениях. Период поисков применения математических методов в географии получил название «количественной революции».1980-1990-е гг. характеризуются преобладающим изучением проблем регионализма и глобализма на основе экологической концепции. При всех заявлениях о необходимости объединения усилий на решение эколого-географических проблем, реальным является все углубляющийся раздел между ее природной и социально-экономической ветвями географии. Быстрая дифференциация, появление узкоспециализированных, часто маргинальных, направлений делает проблематичным не только формирование единых теоретических концепций, но и общение на «понятном языке» самих географов.При общемировых процессах развития географии выявляются и некоторые черты своеобразия, которые были свойственны отдельным национальным географическим школам и их лидерам. Фрагменты анализа развития географии в зарубежных странах в XX в. можно найти в работах О.А. Александровской, А. Баттимер, К. Грегори, Р. Джонстона, М. Джеймса и Дж. Мартина, в учебных пособиях Ю.В. и Н.И. Поросенковых, М.М. Голубчика, С.П. Евдокимова и Г.Н. Максимова, в ряде других изданий. Объективно, в первой половине XX в. высоким авторитетом в мире пользовалась французская школа географии.!