Северный Кавказ — зона активного проявления ветровой и водной эрозий. Здесь часты и засухи, особенно в июне и июле. Под влиянием ежегодной вспашки, резких колебаний температуры в зимний и весенний периоды почва теряет связность, устойчивость против ветра и воды, эродирует.Пыльные бури уносят почву, выдувают семена, засекают молодые посевы. Наиболее часто (с интервалом 1—4 года) они отмечаются в центральной части зоны, в Армавирском ветровом коридоре и прилегающих к нему районах. Во время пыльных бурь скорость ветра достигает 30 м/с; потери почвы при отсутствии почвозащитных мер составляют 100—300 т/га (сдувается слой 1—3 см), а на отдельных полях центральной части Северного Кавказа—1000— 2000 т/га (10—20 см).На территории Северного Кавказа выделяют 14 основных ветровых коридоров. Общая площадь их составляет около 2,2 млн га, в том числе в Ростовской области 1380 тыс. га, в Ставропольском крае 490 тыс. га, в Краснодарском крае 310 тыс. га.В ветровых коридорах наряду с дефляцией проявляется водная эрозия почв (смыв, размыв, образование оврагов), вызываемая стоком ливневых и талых вод. Наиболее ощутима она в Ростовской области, в предгорных и горных районах. Вместе с водой в реки, водоемы и моря ежегодно уносится много почвы и питательных веществ.
С.В. Ведущей отраслью сельского хозяйства является земледелие. Северный Казахстан дает 78% урожая пшеницы, получаемого в стране. Большая часть посевов яровой пшеницы находится в лесостепных и степных зонах Северо-Казахстанской, Кустанайской, Акмолинской областей, на северном побережье Иртыша в Павлодарской области. В основном выращивают подсолнечник, лен, горчица и др. До 20% подсолнечника, культивируемого в республики, приходится на Павлодарскую область. Второй важнейшей отраслью является животноводство, в кормовой базе которого преобладают природные корма. По сравнению с другими районами страны в Северном Казахстане значительна роль мясомолочного и молочно-мясного животноводства, а так же овцеводства. Большое распространение в экономическом районе получило коневодство – 1\3 часть всего поголовья лошадей республики. В земледельческих районах Кустанайской, .Северо-Казахстанской и Акмолинской областей развиты свиноводство и птицеводство. Пищевая промышленность Северного Казахстана специализирована на мясной, молочной, маслобойной, мукомольной отраслях. На мясокомбинатах производят мясные консервы, пищевые жиры и другую продукцию. Молочная и маслобойная производят сливочное масло, сыр, брынзу, сухое молоко и др. мукомольные комбинаты расположенные в Астане, Петропавловске, Кокшетау и Кустанае производят качественную муку, крупы, комбикорма и т.д. легкая промышленность занимается переработкой сельскохозяйственного сырья. Развитыми производствами являются швейная, обувная. В Петропавловске и Павлодаре имеются кожаные заводы, в Кустанае комбинат искусственного штапельного волокна. Тяжелая промышленность.
В настоящее время большое значение имеет горнорудная промышленность, занимающаяся добычей полезных ископаемых. В Экибастузском, Майкобенском и Тургайском бассейнах, на месторождениях Убаган, Кушмурун добывают каменный и бурый уголь. В Северном Казахстане имеются большие запасы строительных материалов. В Атбасаре находится каменный карьер; Житикаринский асбестовый комбинат производит асбестовые трубы, шифер, плиты и др.; в Астане действует фарфорофаянсовый завод.
Транспортный комплекс. В хозяйстве экономического района важное значение имеют Средне – Сибирская железная дорога в широтном направлении и Трансказахстанская в меридианном направлении.
Железнодорожным транспортом, осуществляющим внутрирайонные межхозяйственные связи и составляющим 80% грузооборота, переправляются хлеб, нефтепродукты, железная руда, каменный уголь, строительные материалы, предметы народного потребления.
В настоящее время большое значение имеет горнорудная промышленность, занимающаяся добычей полезных ископаемых. В Экибастузском, Майкобенском и Тургайском бассейнах, на месторождениях Убаган, Кушмурун добывают каменный и бурый уголь. В Северном Казахстане имеются большие запасы строительных материалов. В Атбасаре находится каменный карьер; Житикаринский асбестовый комбинат производит асбестовые трубы, шифер, плиты и др.; в Астане действует фарфорофаянсовый завод.
Транспортный комплекс. В хозяйстве экономического района важное значение имеют Средне – Сибирская железная дорога в широтном направлении и Трансказахстанская в меридианном направлении.
Железнодорожным транспортом, осуществляющим внутрирайонные межхозяйственные связи и составляющим 80% грузооборота, переправляются хлеб, нефтепродукты, железная руда, каменный уголь, строительные материалы, предметы народного потребления.