Тема «Географическая оболочка Земли»
1. Компоненты природы в географической оболочке:
А. Растительность, животный мир, почва, воды, климат
Б. Растительность, животный мир, рельеф и горные породы, почва, воды,
климат
В. Растительность, животный мир, рельеф и горные породы, почва, климат
Г. Растительность, животный мир, почва, воды, климат
2. Географическая оболочка – закономерное сочетание взаимосвязанных
оболочек:
А. Литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы
Б. Литосферы, гидросферы и биосферы
В. Литосферы, атмосферы, гидросферы
Г. Литосферы, атмосферы и биосферы
3. Пример, который подтверждает влияние климата на формирование рельефа:
А. Перепады температуры разрушают горные породы
Б. В лесу летом прохладнее, чем на открытой местности
В. От плодородия почвы зависит богатство флоры
Г. Чем выше в горы, тем холоднее
4. Круговорот воды в природе связывает оболочки:
А. Гидросферу, атмосферу и биосферу
Б. Гидросферу, биосферу и литосферу
В. Атмосферу, биосферу и литосферу
Г. Гидросферу, атмосферу и литосферу
5. Территория, в пределах которой существует определенное закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы:
А. Природный комплекс
Б. Географическая оболочка
В. Широтная зональность
Г. Высотная поясность
6. В.В.Докучаев открыл основной закон географии, который называется:
А. Закон всемирного тяготения
Б. Закон высотной поясности
В. Закон географической (широтной) зональности
Г. Закон географической оболочки
7. Направление, в котором происходит смена природных зон на Земле:
А. С севера на юг
Б. От экватора к полюсам
В. С запада на восток
Г. От нулевого меридиана к 180-му меридиану
8. Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью:
А. Растительного и животного мира
Б. Климата, почв, растений и животных
В. Климатических условий и типа растительности
Г. Температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира
9. Соответствие между компонентами природного комплекса и объектами природы:
А. Климат 1. Звери, рыбы, насекомые
Б. Животный мир 2. Атмосферные вихри, осадки
В. Рельеф 3. Гранит, песок, глина
Г. Горные породы 4. Овраг, горный склон
10. Природная зона, в которой наблюдается самый разнообразный видовой состав животных и растений:
А. Тропические пустыни
Б. Зона тундры
В. Степная зона
Г. Влажные экваториальные леса
11. Природные комплексы, которые являются природными зонами:
А. Тундра
Б. Пустыня
В. Болото
Г. Луг
12. Природные зоны, наиболее измененные под влиянием хозяйственной деятельности человека:
А. Пустыни и полупустыни
Б. Тайга и смешанные леса
В. Степи и лесостепи
Г. Тундра и лесотундра
13. Виды хозяйственной деятельности людей, которые наносят наибольший вред природным комплексам:
А. Чрезмерный выпас скота
Б. Создание прудов
В. Посадка искусственных насаждений
Г. Распашка земель
14. Самая северная природная зона, расположенная в условиях крайне сурового климата:
А. Арктическая пустыня
Б. Антарктическая пустыня
В. Тундра
Г. Лесотундра
15. Природная зона, которая занимает наибольшую площадь России:
А. Тайга
Б. Степь
В. Тундра
Г. Пустыня
16. Коренные жители тундры вынуждены вести кочующий образ жизни, так как:
А. занимаются собирательством дикорастущих плодов
Б. стада северных оленей перемещаются на большие расстояния в поисках пастбищ
В. занимаются охотой вдали от дома
Г. их главным занятием является рыболовство
17. Соответствие между представителями растительного и животного мира и природной зоной:
А. Тик, сандаловое дерево, слон, бык 1.Смешанный и
Б. Береза, дуб, лось, лиса широколиственный лес
2.Тайга
В. Ленивец, горилла, колибри, красное дерево 3. Муссонный лес
Г. Рысь, росомаха, ель, пихта 4. Влажный экваториальный
18. Природная зона низких широт в субэкваториальном, тропическом и субтропическом поясах Северного и Южного полушарий. Занимает около 40 % территории Африки (к югу от Сахары), рас в Южной и Центральной Америке, Юго-Восточной Азии, Австралии:
А. Пустыня Б. Степь В. Саванна Г. Муссонный лес
19. Вид хозяйственной деятельности, без которого невозможно заниматься земледелием в пустынных и полупустынных областях Земли
А. Орошение полей
Б. Осушение земель
В. Борьба с оврагами
Г. Внесение удобрений
20. Значение органического мира Мирового океана для человека:
А. Добыча полезных ископаемых со дна океана
Б. Использование и развитие морского транспорта
В. Изготовление лекарств
Г. Являются ценными продуктами питания
В истории Земли выделяют 5 эр:
Архейская эра
В это время рельеф планеты только начал формироваться, образовались магматические горные породы, в океане появилась органическая жизнь — бактерии.
Протерозойская эра
Появляются метаморфические горные породы, формируются основные платформы земной коры. Появляются первые растения и простейшие моллюски.
Палеозойская эра
Происходит активная вулканическая деятельность, в это время образовалось много современных горных хребтов — Уральские горы, Тянь-Шань, Аппалачи. Появляются рыбы, затем земноводные и пресмыкающиеся, на суше активно разрастаются папоротниковые.
Мезозойская эра
Активные изменения рельефа, появление новых горных хребтов. Расцвет, а затем вымирание крупных пресмыкающихся ящеров — динозавров. Появляются первые деревья современного вида — хвойные, а затем и лиственные.
Кайнозойская эра
В середине кайнозойской эры — новый всплеск тектонических процессов, образуются наиболее «молодые» горы — Гималаи, Альпы, Кавказские горы. Развиваются млекопитающие, современные растения. В последний, четвертичный период кайнозойской эры на Земле появился человек.
Задание 1.
А)Одним из первых это заметил немецкий ученый Альфред Вегенер. В своем докладе Немецкому геологическому обществу 6 января 1912 года он сформулировал свою теорию "дрейфа материков". ... Вегенер стал искать доказательства своей теории. Он изучил побережья обоих континентов и нашел множество схожих геологических черт.
B)«В 1910 году мне впервые пришла в голову мысль о перемещении материков – когда, изучая карту мира, я поразился сходством очертания берегов по обе стороны Атлантического океана.Но тогда я не придал этому значения, так как не считал такое перемещение возможным. Осенью 1911 года я познакомился (благодаря ряду справочных сведений, случайно оказавшихся в моем распоряжении) с палеонтологическими данными о сухопутной связи между Бразилией и Африкой, о которой я раньше ничего не знал.Это побудило меня проанализировать результаты геологических и палеонтологических исследований, которые имеют отношение к этому вопросу.Изучив эти данные, я убедился в принципиальной верности своей идеи.
Задание 2.
A)Спрединг происходит на дивергентных границах плит. Он приводит к образованию полосовых магнитных аномалий. Выражается в импульсивном и многократном раздвигании блоков литосферы и в заполнении высвобождающегося пространства магмой, генерируемой в мантии, а также твердыми протрузиями мантийных перидотитов.
B)В классическом варианте субдукция реализуется в случае столкновения двух океанических, или океанической и континентальной плит. ... В то же время, в зонах субдукции происходит постоянное наращивание континентальной коры за счет аккреции, то есть сдирания и интенсивного смятия осадочного чехла с погружающейся плиты.
Г) это столкновение и дальнейшее взаимодействие двух континентальных плит, которые из-за относительной легкости слагающего их материала не могут погрузиться друг под друга, в результате чего происходит смятие коры и образование горных цепей с очень сложным внутренним строением. Коллизия следует непосредственно за субдукцией и обычно рассматривается в качестве конечного этапа цикла Уилсона.