Первое место среди всех видов транспорта по грузообороту и по общему объему перевозочной работы занимает морской транспорт, он выполняет более 60% мирового грузооборота (но перевозит лишь Доля железных дорог в мировом грузообороте 21%, в количестве обороте развитых капиталистических и развивающихся стран еще выше — 71%, но при этом морем перевозится лишь небольшая доля всех грузов (по весу) 4%. В социалистических странах морской транспорт выполняет 19% трузооборота, .перевозя менее 1% всех грузов. Автотранспорт, напротив, выполняет лишь менее 8% общего мирового грузооборота, но перевозит при этом 82% всех грузов. Доля железных дорог в мировом грузообороте 21%, в количестве перевезенных 1грузов-10%. В суммарном грузообороте развитых капиталистических и развивающихся стран доля железных дорог вдвое ниже, чем по миру в целом, и составляет около 10%, а в количестве перевезенных грузов — 6%, доля автотранспорта соответственно 8 и 85%. В социалистических странах, вместе взятых, доля 64%, доля автотранспорта (5,7%) заметно ниже, чем в капитали-64%, доля автотранспорта (5,7%) заметно ниже, чем в капиталистических странах. Почти г/5 мирового пассажирооборота выполняют легковые автомобили личного пользования, 16%—автобусы, 16%—железные дороги и только 5%—воздушный транспорт. В междугородных сообщениях удельный вес железнодорожного и воздушного транспорта выше (около 25,2 и 5,3% соответственно) , но автотранспорт занимает первое место и в этом виде сообщений: легковые автомобили — 55%, автобусы — 13%. В социалистических странах удельный вес железнодорожного транспорта в пассажирских перевозках значительно выше, чем ъ капиталистических, и достигает 42% общего пассажирооборота и 62% междугородного (с пригородным) . Доля автотранспорта значительно ниже, чем в капиталистических странах: автобусы выполняют 28% общего пассажирооборота и 18% — в междугородных и пригородных сообщениях, легковой автотранспорт — только 9,1% и 9,5% соответственно. Пассажирооборот мирового воздушного транспорта непрерывно и быстро растет за последние годы — на 15—,20% в .год по абсолютным размерам и примерно на 11 % в год по удельному весу в пассажирообороте. Однако он все еще составляет только 5% общего пассажирооборота. В социалистических странах доля этого, наиболее совершенного для дальних сообщений вида пассажирского транспорта заметно выше и составляет 6,0% общего и 8,2% междугородного пассажирооборота. В суммарном пассажирообороте развитых капиталистических и развивающихся стран на воздушный транспорт приходится менее 5%. Однако воздушный транспорт уже вышел на первое место в международных сообщениях, далеко опередив морской транспорт.
К глобальным проблемам человечества относятся проблемы, затрагивающие жизненные интересы всех представителей мирового сообщества и, следовательно,требующие согласованных международных действий для их решения. Безусловно, устойчивого перечня глобальных проблем не существует, тем не менее к наиболее актуальным из них относятся следующие: угроза мировой термоядерной войны, предотвращение которой предполагает установление и поддержание безъядерного мира; экономическая отсталость отдельных стран мирового сообщества (стран Африки, Азии, Латинской Америки), требующая преодоления резкого дисбаланса развития человечества; угроза истощения как воспроизводимых, так и не воспроизводимых природных ресурсов (продовольствия, сырья, источников энергии); экологический кризис, порождаемый сверхактивным вторжением человека в биосферу; угроза перенаселения планеты, осложняющего социально-экономический прогресс в развивающихся странах; негативные последствия научно-технического прогресса; деморализация и криминализация общественной жизни. Одна из наиболее типичных классификаций глобальных проблем человечества, выражающих суть общего кризиса техногенной цивилизации, предполагает выделение трех следующих групп: общечеловеческие проблемы (например, предотвращение гонки вооружений); проблемы отношений человека с природой (например, изучение и освоение космоса); проблемы взаимоотношений общества л человека (например, ликвидация наиболее опасных заболеваний). По мнению многих обществоведов, какую бы отдельную проблему из системы глобальных мы не взяли, она не может быть решена без предварительного преодоления стихийности в развитии земной цивилизации, без перехода к согласованным и планомерным действиям в мировом масштабе. Только такие действия, как подчеркивается в футурологической литературе последних десятилетий, могут и должны общество, а также его природную среду. В сложившихся к началу XXI века условиях человечество уже не может функционировать стихийно без риска катастрофы для каждой из стран. Единственный выход — в переходе от саморегулирующейся к управляемой эволюции мирового сообщества и его природной среды. В настоящее время для достижения этой цели человечество располагает необходимыми экономическими и финансовыми ресурсами, научно-техническими возможностями и интеллектуальным потенциалом. Но для воплощения этой возможности необходимы новое политическое мышление, добрая воля и международное сотрудничество на основе приоритета общечеловеческих интересов и ценностей. Успешно бороться за решение глобальных проблем можно и нужно уже сейчас на основе конструктивного и взаимоприемлевого сотрудничества всех стран и народов, невзирая на различия социальных систем, к которым они принадлежат.
Автотранспорт, напротив, выполняет лишь менее 8% общего мирового грузооборота, но перевозит при этом 82% всех грузов. Доля железных дорог в мировом грузообороте 21%, в количестве перевезенных 1грузов-10%. В суммарном грузообороте развитых капиталистических и развивающихся стран доля железных дорог вдвое ниже, чем по миру в целом, и составляет около 10%, а в количестве перевезенных грузов — 6%, доля автотранспорта соответственно 8 и 85%. В социалистических странах, вместе взятых, доля 64%, доля автотранспорта (5,7%) заметно ниже, чем в капитали-64%, доля автотранспорта (5,7%) заметно ниже, чем в капиталистических странах.
Почти г/5 мирового пассажирооборота выполняют легковые автомобили личного пользования, 16%—автобусы, 16%—железные дороги и только 5%—воздушный транспорт. В междугородных сообщениях удельный вес железнодорожного и воздушного транспорта выше (около 25,2 и 5,3% соответственно) , но автотранспорт занимает первое место и в этом виде сообщений: легковые автомобили — 55%, автобусы — 13%.
В социалистических странах удельный вес железнодорожного транспорта в пассажирских перевозках значительно выше, чем ъ капиталистических, и достигает 42% общего пассажирооборота и 62% междугородного (с пригородным) . Доля автотранспорта значительно ниже, чем в капиталистических странах: автобусы выполняют 28% общего пассажирооборота и 18% — в междугородных и пригородных сообщениях, легковой автотранспорт — только 9,1% и 9,5% соответственно.
Пассажирооборот мирового воздушного транспорта непрерывно и быстро растет за последние годы — на 15—,20% в .год по абсолютным размерам и примерно на 11 % в год по удельному весу в пассажирообороте. Однако он все еще составляет только 5% общего пассажирооборота. В социалистических странах доля этого, наиболее совершенного для дальних сообщений вида пассажирского транспорта заметно выше и составляет 6,0% общего и 8,2% междугородного пассажирооборота. В суммарном пассажирообороте развитых капиталистических и развивающихся стран на воздушный транспорт приходится менее 5%. Однако воздушный транспорт уже вышел на первое место в международных сообщениях, далеко опередив морской транспорт.
К глобальным проблемам человечества относятся проблемы, затрагивающие жизненные интересы всех представителей мирового сообщества и, следовательно,требующие согласованных международных действий для их решения.
Безусловно, устойчивого перечня глобальных проблем не существует, тем не менее к наиболее актуальным из них относятся следующие:
угроза мировой термоядерной войны, предотвращение которой предполагает установление и поддержание безъядерного мира;
экономическая отсталость отдельных стран мирового сообщества (стран Африки, Азии, Латинской Америки), требующая преодоления резкого дисбаланса развития человечества;
угроза истощения как воспроизводимых, так и не воспроизводимых природных ресурсов (продовольствия, сырья, источников энергии);
экологический кризис, порождаемый сверхактивным вторжением человека в биосферу;
угроза перенаселения планеты, осложняющего социально-экономический прогресс в развивающихся странах;
негативные последствия научно-технического прогресса;
деморализация и криминализация общественной жизни.
Одна из наиболее типичных классификаций глобальных проблем человечества, выражающих суть общего кризиса техногенной цивилизации, предполагает выделение трех следующих групп:
общечеловеческие проблемы (например, предотвращение гонки вооружений);
проблемы отношений человека с природой (например, изучение и освоение космоса);
проблемы взаимоотношений общества л человека (например, ликвидация наиболее опасных заболеваний).
По мнению многих обществоведов, какую бы отдельную проблему из системы глобальных мы не взяли, она не может быть решена без предварительного преодоления стихийности в развитии земной цивилизации, без перехода к согласованным и планомерным действиям в мировом масштабе. Только такие действия, как подчеркивается в футурологической литературе последних десятилетий, могут и должны общество, а также его природную среду. В сложившихся к началу XXI века условиях человечество уже не может функционировать стихийно без риска катастрофы для каждой из стран. Единственный выход — в переходе от саморегулирующейся к управляемой эволюции мирового сообщества и его природной среды.
В настоящее время для достижения этой цели человечество располагает необходимыми экономическими и финансовыми ресурсами, научно-техническими возможностями и интеллектуальным потенциалом. Но для воплощения этой возможности необходимы новое политическое мышление, добрая воля и международное сотрудничество на основе приоритета общечеловеческих интересов и ценностей.
Успешно бороться за решение глобальных проблем можно и нужно уже сейчас на основе конструктивного и взаимоприемлевого сотрудничества всех стран и народов, невзирая на различия социальных систем, к которым они принадлежат.