Тектоника создает крупнейшие формы рельефа - морфоструктуры, это как бы первичный, коренной рельеф, который формируется с внутренних сил Земли. С течением времени такой рельеф осложняется действием внешних сил - климат, живые организмы, сток вод и пр. - формируется морфоскульптура рельефа. А геологическое строение определяет, на сколько коренной рельеф будет разрушаться. Если, например, территория сложена гранитами или кварцами - она будет очень долго разрушаться, не будут образовываться овраги, не будет селей и оползней как на рыхлых породах, типа песка, супесей и лессов. Если территория сложена легкорастворимыми породами -известниками, доломитами, солями - они будут растворяться и формировать карстовый рельеф. Хороший пример взаимосвязи рельефа и тектоники - плато Путорана на севере Красноярского края - оно сформировано последовательными излияниями лавы, которые позже были "прорезаны" реками, которые вымыли легкоразмываемые породы и сформировали ступеньчатые каньоны на этом плато. Еще один пример - плосковершинные хребты Алтая. Эти горы сформированы тектоническими процессами в Герцинское время, далее они были почти разрушены до плоского состояния внешними процессами в Мезозое - размывы реками и выветривание, а около 60 млн. лет назад тектонические процессы снова их "возродили", они опять поднялись, но вершины у них остались плоскими.
Атлантика пребывает в постоянном движении. На севере холодные и плотные поверхностные воды тонут и поворачивают на юг, формируя Североатлантическое глубинное течение (САГТ), которое, в свою очередь, заставляет тёплые поверхностные воды юга течь на север, образуя Гольфстрим.

Теоретически этот «ленточный конвейер» может ослабеть в результате изменения климата (не настолько, конечно, как в фильме «Послезавтра»). До сих пор сведения о тёплых периодах в истории Земли свидетельствовали о том, что рост температуры не затронет атлантическую циркуляцию. Новое исследование говорит об обратном. Эйрик Винье Галаасен из Бергенского университета (Норвегия) и его коллеги изучили глубоководные отложения у южной оконечности Гренландии. Осадок растёт там очень быстро — на 3,5 см за столетие, что позволяет реконструировать заметные, но недолгие изменения климата.Карл Вунш из Массачусетского технологического института (США) уверен, что пока слишком рано оценивать степень вероятности подобного явления: нам ещё очень мало известно о естественной изменчивости циркуляции океана. В то же время мы знаем о том, что ослабление САГТ происходило в результате попадания в океан большого количества пресной воды. Томас Стокер из Бернского университета (Швейцария) замечает, что сегодня Северную Атлантику окружает намного меньше льдов, чем на ранних стадиях последнего межледниковья. Тем не менее внезапный коллапс Гренландского ледового щита вполне мог бы запустить серию нежелательных изменений.

Теоретически этот «ленточный конвейер» может ослабеть в результате изменения климата (не настолько, конечно, как в фильме «Послезавтра»). До сих пор сведения о тёплых периодах в истории Земли свидетельствовали о том, что рост температуры не затронет атлантическую циркуляцию. Новое исследование говорит об обратном.
Эйрик Винье Галаасен из Бергенского университета (Норвегия) и его коллеги изучили глубоководные отложения у южной оконечности Гренландии. Осадок растёт там очень быстро — на 3,5 см за столетие, что позволяет реконструировать заметные, но недолгие изменения климата.Карл Вунш из Массачусетского технологического института (США) уверен, что пока слишком рано оценивать степень вероятности подобного явления: нам ещё очень мало известно о естественной изменчивости циркуляции океана. В то же время мы знаем о том, что ослабление САГТ происходило в результате попадания в океан большого количества пресной воды. Томас Стокер из Бернского университета (Швейцария) замечает, что сегодня Северную Атлантику окружает намного меньше льдов, чем на ранних стадиях последнего межледниковья. Тем не менее внезапный коллапс Гренландского ледового щита вполне мог бы запустить серию нежелательных изменений.