МИНЕРАЛЬНОЕ СЫРЬЁ-— товарная продукция горного производства. К минеральному сырью относятся полезные ископаемые, извлечённые из недр в процессе освоения минеральных ресурсов и подвергнутые обработке, необходимой для их хозяйственного использования. Для получения товарного продукта некоторые виды добываемых полезных ископаемых (например, нефть, газ, бокситы, нерудные строительные материалы, минеральные воды, марганцевые и хромовые руды) требуют незначительной обработки (обессоливание, обезвоживание, очистка, сушка, фильтрование, дробление и пр.). Для других видов полезных ископаемых из-за невысокой концентрации полезных компонентов, физических и других особенностей для получения технологически ценных товарных продуктов, удовлетворяющих требованиям промышленности к сырью, необходима глубокая переработка (см. Обогащение полезных ископаемых). В некоторых случаях товарным продуктом являются металл (например, золото, платина), минерал (асбест, драгоценные камни).
Подготовка к производству (добыче) минерального сырья включает создание минерально-сырьевой базы горной промышленности путём проведения геологоразведочных работ с целью определения промышленных запасов полезных ископаемых на известных природных объектах и учёта в качестве источника минерального сырья техногенных месторождений (отвалов, хвостов обогащения и т.п.), а также создание в этих районах горных предприятий по добыче и переработке.
На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние несколько факторов. 1) Потребительский фактор размещения машиностроительных предприятий характерен для судостроения и сельскохозяйственного машиностроения. Судостроительные заводы располагаются в портовых центрах, либо морских: Санкт-Петербург, Калининград, Северодвинск, Астрахань и т. д. , либо речных: Москва, Нижний Новгород, Сыктывкар, Зеленодольск, Волгоград, Красноярск, Усть-Кут, Хабаровск и т. д. Сельскохозяйственное машиностроение (особенно комбайностроение) также тяготеет к потребителю. Поэтому крупнейшие центры производства зерноуборочных комбайнов расположены в главных зерновых регионах — на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону и Таганрог) , на юге Западной Сибири (Новосибирск) , картофелеуборочных — в Рязани, льноуборочных — в Бежецке (Тверская область) . Основные тракторные заводы также расположены в главных сельскохозяйственных регионах: Волгоград — в По-вожье, Челябинск — на юге Урала, Липецк — в Центральночернозёмном районе, Владимир — в Центральном, Рубцовск — па юге Западной Сибири; производство трелёвочных тракторов (для лесной промышленности) — в Петрозаводске. 2) Тяжёлое машиностроение тяготеет к металлургическим центрам — сырьевой фактор (Екатеринбург, Орск) , либо к местам добычи полезных ископаемых — потребительский фактор (Воркута, Новокузнецк, Иркутск, Нерюпгри, Мирный) . 3) Транспортный фактор размещения характерен для предприятий автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения, поэтому главные автомобильные заводы нашей страны расположены в бассейне Волги (Тольятти, Нижний Новгород, Ульяновск, Энгельс, Москва, Серпухов, Ликино-Дулёво, Набережные Челны и т. д.) , а важнейшие центры железнодорожного машиностроения — на пересечении первых железных дорог с водными путями (Санкт-Петербург, Коломна, Муром, Калуга, Людиново, Тверь) . 4) Фактор трудовых ресурсов характерен для предприятий электротехнической и часовой промышленности, поэтому они расположены преимущественно в Центральной, Северо-Западной России и в Поволжье (Москва, Зеленоград, Александров, Углич, Нижний Новгород, Воронеж, Санкт-Петербург, Петродворец, Казань, Самара, Пенза и т. д.) . 5) Фактор наукоёмкости является определяющим при размещении авиакосмической промышленности (Москва, Королёв, Реутов, Воронеж, Ярославль, Казань, Самара, Саратов, Ульяновск, Волгоград, Златоуст, Новосибирск, Иркутск) и электроники (Москва, Зеленоград, Нижний Новгород, Самара, Новосибирск) . 6) Фактор безопасности характерен для предприятий оборонного комплекса, поэтому предприятия этого комплекса располагаются преимущественно во внутренних регионах страны — в Центральной России, в Поволжье, па Урале, в Сибири. Например, главные центры авиаракетной промышленности — Москва, Королёв, Реутов, Воронеж, Ярославль, Казань, Самара, Саратов, Ульяновск, Волгоград, Златоуст, Новосибирск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре, танкостроения и производства бронетехники — Нижний Тагил, Курган, Волгоград, Омск, Барнаул, артиллерийского вооружения — Пермь, стрелкового оружия — Тула, Ковров, Ижевск.
Подготовка к производству (добыче) минерального сырья включает создание минерально-сырьевой базы горной промышленности путём проведения геологоразведочных работ с целью определения промышленных запасов полезных ископаемых на известных природных объектах и учёта в качестве источника минерального сырья техногенных месторождений (отвалов, хвостов обогащения и т.п.), а также создание в этих районах горных предприятий по добыче и переработке.
1) Потребительский фактор размещения машиностроительных предприятий характерен для судостроения и сельскохозяйственного машиностроения. Судостроительные заводы располагаются в портовых центрах, либо морских: Санкт-Петербург, Калининград, Северодвинск, Астрахань и т. д. , либо речных: Москва, Нижний Новгород, Сыктывкар, Зеленодольск, Волгоград, Красноярск, Усть-Кут, Хабаровск и т. д. Сельскохозяйственное машиностроение (особенно комбайностроение) также тяготеет к потребителю. Поэтому крупнейшие центры производства зерноуборочных комбайнов расположены в главных зерновых регионах — на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону и Таганрог) , на юге Западной Сибири (Новосибирск) , картофелеуборочных — в Рязани, льноуборочных — в Бежецке (Тверская область) . Основные тракторные заводы также расположены в главных сельскохозяйственных регионах: Волгоград — в По-вожье, Челябинск — на юге Урала, Липецк — в Центральночернозёмном районе, Владимир — в Центральном, Рубцовск — па юге Западной Сибири; производство трелёвочных тракторов (для лесной промышленности) — в Петрозаводске.
2) Тяжёлое машиностроение тяготеет к металлургическим центрам — сырьевой фактор (Екатеринбург, Орск) , либо к местам добычи полезных ископаемых — потребительский фактор (Воркута, Новокузнецк, Иркутск, Нерюпгри, Мирный) .
3) Транспортный фактор размещения характерен для предприятий автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения, поэтому главные автомобильные заводы нашей страны расположены в бассейне Волги (Тольятти, Нижний Новгород, Ульяновск, Энгельс, Москва, Серпухов, Ликино-Дулёво, Набережные Челны и т. д.) , а важнейшие центры железнодорожного машиностроения — на пересечении первых железных дорог с водными путями (Санкт-Петербург, Коломна, Муром, Калуга, Людиново, Тверь) .
4) Фактор трудовых ресурсов характерен для предприятий электротехнической и часовой промышленности, поэтому они расположены преимущественно в Центральной, Северо-Западной России и в Поволжье (Москва, Зеленоград, Александров, Углич, Нижний Новгород, Воронеж, Санкт-Петербург, Петродворец, Казань, Самара, Пенза и т. д.) .
5) Фактор наукоёмкости является определяющим при размещении авиакосмической промышленности (Москва, Королёв, Реутов, Воронеж, Ярославль, Казань, Самара, Саратов, Ульяновск, Волгоград, Златоуст, Новосибирск, Иркутск) и электроники (Москва, Зеленоград, Нижний Новгород, Самара, Новосибирск) .
6) Фактор безопасности характерен для предприятий оборонного комплекса, поэтому предприятия этого комплекса располагаются преимущественно во внутренних регионах страны — в Центральной России, в Поволжье, па Урале, в Сибири. Например, главные центры авиаракетной промышленности — Москва, Королёв, Реутов, Воронеж, Ярославль, Казань, Самара, Саратов, Ульяновск, Волгоград, Златоуст, Новосибирск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре, танкостроения и производства бронетехники — Нижний Тагил, Курган, Волгоград, Омск, Барнаул, артиллерийского вооружения — Пермь, стрелкового оружия — Тула, Ковров, Ижевск.