Европейский север – самый большой регион россии (1466 тыс. км², что составляет 9% от всей площади страны). в то же время он самый малочисленный по населению – 6 млн человек (4% населения страны). в состав регионов европейского севера входят: республика карелия, республика коми, архангельская с ненецким автономным округом, вологодская и мурманская области. на развитие района огромное влияние оказывали и продолжают оказывать внутренние и внешние соседи. внутренние соседи европейского севера – самые мощные в хозяйственном отношении части россии: европейский центр, северо-запад, урал. они сосредотачивают более 50% населения страны, основных фондов ее хозяйства и производимой продукции. естественно, что подобное соседство благоприятно сказывается и на самом районе. внешние соседи: финляндия и норвегия. финляндия – один из главных внешнеторговых партнеров россии. российско-финляндское сотрудничество развивается и охватывает практически все сферы хозяйства: от туризма и отдыха до совместных проектов, реализуемых в промышленности и на транспорте. объем внешней торговли с норвегией в 6 раз меньше. россия и норвегия координируют работы и лов рыбы на северных морях, предполагают совместно использовать северный морской путь. длительное время промышленное развитие европейского севера определялось преимущественно экспортом леса из архангельска. в 30-е годы хх века началось освоение природных ресурсов, главным образом крупнейших запасов апатито-нефелиновых руд, которые были обнаружены экспедициями под руководством а.е.ферсмана. в хибинах был создан комбинат «апатит», который снабжал все суперфосфатные заводы страны апатитовым концентратом. частично продукция направлялась на экспорт. на базе этого комбината был построен город кировск. на основании медно-никелево- руд был создан металлургический комбинат «североникель» в городе мончегорске. другое важное направление развития – формирование в мурманске рыбного порта и большой рыболовной флотилии. кроме того, была создана база северного морского флота. в годы войны на европейском севере построена печорская железнодорожная магистраль для снабжения ленинграда и других городов углем, который начали добывать в печорском бассейне. в послевоенный период европейского севера пополнилась крупным предприятием черной металлургии – череповецким комбинатом («северсталь»). этот завод использует руды кольского полуострова и коксующиеся угли печорского бассейна. несмотря на огромные расстояния перевозок сырья и топлива, производство металла здесь выгодно, так как комбинат находится вблизи крупнейших потребителей металла – санкт-петербурга и москвы, получая из них дополнительно металлолом. промышленное строительство в районе воркуты обходится в 2 раза дороже, чем в центральной россии. поэтому в угольной промышленности эффективны только новейшие высокомеханизированные шахты (воргашорская). на многих старых шахтах, несмотря на реконструкцию, производительность труда низкая. это влечет за собой безработицу шахтеров, миграцию населения в другие районы. более эффективно развитие нефтегазовой промышленности, которая имеет огромные перспективы в связи с открытием многочисленных, в том числе сверхкрупных месторождений (штокмановское в баренцевом море). но и оно требует значительных затрат, в том числе и для создания нефтегазовых платформ, решения проблем транспортировки. для перевозки нефти с морских месторождений специальные танкеры с ледовой защитой, а в перспективе могут быть использованы грузовые атомные подводные лодки. эколого- положение оказывает все более нарастающее воздействие на все стороны жизни района. экологически опасны выбросы с крупных предприятий кольского полуострова, имеющих старые технологии и изношенное оборудование. экологическая опасность связана с воздействием на акваторию морей атомных подводных лодок и судов, а также захоронением в них отработанных реакторов. кроме того, северно-атлантическое течение приносит загрязнения из атлантического океана, в частности из норвежского моря, где ведется добыча нефти и газа. сложную экологическую ситуацию обостряет хрупкость и ранимость северной природы..
Различают 2 основных вида земной коры: континентальный и океанический и 2 переходных типа - субконтинентальный и субокеанический. континентальный тип земной коры имеет мощность от 35 до 75 км. , в области шельфа – 20 – 25 км. , а на материковом склоне выклинивается. выделяют 3 слоя континентальной коры: 1 – ый – верхний, сложенный осадочными горными мощностью от 0 до 10 км. на платформах и 15 – 20 км. в тектонических прогибах горных сооружений. 2 – ой – средний «гранитно – гнейсовый» или «гранитный» - 50 % граниты и 40 % гнейсы и др. породы. его средняя мощность – 15 – 20 км. (в горных сооружениях до 20 – 25 км.) . 3 – ий – нижний, «базальтовый» или «гранитно - базальтовый» , по составу близок к базальту. мощность от 15 – 20 до 35 км. граница между «гранитовым» и «базальтовым» слоями – раздел конрада. по современным данным океанический тип земной коры также имеет трехслойное строение мощностью от 5 до 9 (12) км. , чаще 6 –7 км. 1 – ый слой – верхний, осадочный, состоит из рыхлых осадков. его мощность – от нескольких сот метров до 1 км. 2 – ой слой – базальты с прослоями карбонатных и кремниевых пород. мощность от 1 – 1,5 до 2,5 – 3 км. 3 – ий слой – нижний, бурением не вскрыт. сложен основными магматическими типа габрро с подчиненными, ультраосновными (серпентинитами, пироксенитами) . субконтинентальный тип земной поверхности по строению аналогичен континентальному, но не имеет четко выраженного раздела конрада. этот тип коры связан обычно с островными дугами – курильскими, алеутскими и окраинами материков. 1 – ый слой – верхний, осадочно – вулканогенный, мощность – 0,5 – 5 км. (в среднем 2 – 3 км.) . 2 – ой слой – островодужный, «гранитный» , мощность 5 – 10 км. 3 – ий слой – «базальтовый» , на глубинах 8 – 15 км. , мощностью от 14 – 18 до 20 – 40 км. субокеанический тип земной коры к котловинным частям окраинных и внутриконтинентальных морей (охотское, японское, средиземное, черное и др.) . по строению близок к океаническому, но отличается повышенной мощностью осадочного слоя. 1 – ый верхний – 4 – 10 и более км. , располагается непосредственно на третьем океаническом слое мощностью 5 – 10 км. суммарная мощность земной коры – 10 – 20 км. , местами до 25 – 30 км. за счет увеличения осадочного слоя. своеобразное строение земной коры отмечается в центральных рифтовых зонах срединно – океанических хребтов (срединно – атлантический) . здесь, под вторым океаническим слоем располагается линза (или выступ) низкоскоростного вещества (v = 7,4 – 7,8 км / с) . предполагают, что это либо выступ аномально разогретой мантии, или смесь корового и мантийного вещества.