Основными факторами, влияющими на хозяйственную спе¬циализацию территории являются: природные условия, наличие природных богатств, особенности географического положения, в т. ч. по отношению к транспортной сети, трудовые ресурсы, о также наличие на данной территории некоторых исторически сложившихся отраслей хозяйства, связанных с обычаями и традициями местного населения. Морской транспорт. Этот вид транспорта в связи с географическим положением России имеет важное значение, а также сложное хозяйство: флот, порты, судоремонтные заводы. В России существуют пять морских бассейнов: Северный, Балтийский, Черноморско-Азовский, Каспийский, Дальневосточный. Первое место в грузообороте принадлежит портам Тихоокеанского бассейна, которые снабжают северо-восток страны, осуществляют внешнеторговые связи со странами Азии и с Австралией. Условия судоходства в Дальневосточном морском бассейне достаточно трудные, основные порты - Владивосток, Находка, Восточный. Главные грузы - каменный уголь, лес, нефть, рыбопродукты, соль, промышленные и продовольственные товары для снабжения районов Севера. На втором месте - Балтийский бассейн, который обеспечивает внешние связи со странами Европы и Америки. Основные порты -Выборг, Санкт-Петербург. В Балтийском морском бассейне осуществляется большой объем пассажирских перевозок. В грузообороте основное место занимают металлы, машины и прочие технические грузы, перевозки строительных материалов.
От горно-лесистых предгорий Южного Урала через оренбургские степи и прикаспийские пустыни до Северного Каспия тянется неширокая зеленая лента долины реки Урала. По ее берегам, то обрывистым, то низким, с песчаными пляжами, стоят высокоствольные тополевые леса, тенистые ландышевые и ежевиковые дубравы. Между ними живописно раскинулись солнечные поляны с высокой травой, куртинами черемухи и колючего терновника. Низины и берега проток заросли непроходимым кустарником. Долина реки украшена гирляндами озер, то заросших кувшинками, то плёсовых, чистоводных. Пойма Урала - уголок первозданной природы среди распаханных полей и степных пастбищ, с богатейшей флорой и фауной. И буйная зелень уремных лесов, и сочные луга, и животные, населяющие пойменные урочища, сохранились в этих местах благодаря могучему весеннему разливу Урала. Тридцать - сорок дней высокой воды не только поят влагой, но и изолируют пойменные леса и луга от влияния хозяйственной деятельности человека, создают уральской долине временный заповедный режим, охраняют покой ее обитателей. Урал ныне - единственная на южном склоне Европы река с незарегулированным средним и нижним течением, где полностью сохранились естественные нерестилища ценнейших видов осетровых рыб. Ежегодно огромные стада севрюг, осетров и белуг заходят в реку из Каспия, чтобы на гравийно-галечных пляжах и перекатах, омываемых бурным потоком, отложить мириады икринок. По длине (2428 км) Урал стоит на третьем месте среди рек Европы, уступая только Волге и Дунаю, но по водности он занимает место в третьем десятке европейских рек. Главная особенность режима Урала чрезвычайная неравномерность стока. В многоводный год река дает Каспию в 10 раз больше воды, чем в маловодный. Средний годовой сток Урала у города Уральска Составляет 10,6 км3 - это в 25 раз меньше, чем у Волги. Но весной паводковая волна достигает огромной мощи. Так, весной 1942 г. максимальный расход Урала достиг 18 400 м3/с, что больше среднего годового расхода не только Волги, но и самой могучей сибирской реки- Енисея! В течение года максимальный и минимальный расход воды в Урале может изменяться более чем в 1300 раз. По изменчивости стока, как за многолетний период, так и за год, Уралу принадлежат европейские рекорды. Путь Урала к Каспию начинается в отрогах хребта Уралтау, у подножия горы Нажимтау, на высоте 637 м над уровнем моря. В верхнем течении реки построено три водохранилища: Верхнеуральское, Магнитогорское и наиболее крупное Ир и клине кое. У города Орска, приняв слева Кумак, а затем реку Орь, Урал резко поворачивает на запад, упираясь в южные отроги Уральских гор. Прорезая цепи хребтов, Урал принимает вид горной реки с бурными перекатами и длинными глубокими плёсами, окруженными зубчатыми скалами. Но чем дальше на запад, тем положе становятся приуральские горы и холмы. Левый берег постепенно вынолаживается, а к правому всюду подходят невысокие горные гряды: Маячная, Верблюжка, Алабайтал, Гирьял, Красногорская. Ниже Оренбурга, приняв справа самый значительный свой приток - Сакмару, Урал, сохраняя западное направление, постепенно отклоняется к югу. С севера его теснят крутые обрывы Общего Сырта, сложенные плотными краспоцветными песчаниками и конгломератами. Ниже устья Илека долина Урала расширяется до 12-18 км. Река блуждает по всей ее ширине, делая огромные петли. У города Уральска река круто поворачивает на юг, к Каспию; до моря остается еще более 800 км, однако на всем этом пути Урал не только не принимает ни одной постоянной речки, но и отделяет от себя ряд рек-оттоков, теряющихся затем в пустынной степи. За городом Гурьевым начинается современная дельта Урала, в которой выделяются два основных рукава - Яицкий и Золотой. Через них и десятки других искусственных проток-узеков, рассекая тростниковые джунгли, Урал выносит свои воды в Каспий.
Морской транспорт. Этот вид транспорта в связи с географическим положением России имеет важное значение, а также сложное хозяйство: флот, порты, судоремонтные заводы. В России существуют пять морских бассейнов: Северный, Балтийский, Черноморско-Азовский, Каспийский, Дальневосточный.
Первое место в грузообороте принадлежит портам Тихоокеанского бассейна, которые снабжают северо-восток страны, осуществляют внешнеторговые связи со странами Азии и с Австралией. Условия судоходства в Дальневосточном морском бассейне достаточно трудные, основные порты - Владивосток, Находка, Восточный. Главные грузы - каменный уголь, лес, нефть, рыбопродукты, соль, промышленные и продовольственные товары для снабжения районов Севера.
На втором месте - Балтийский бассейн, который обеспечивает внешние связи со странами Европы и Америки. Основные порты -Выборг, Санкт-Петербург. В Балтийском морском бассейне осуществляется большой объем пассажирских перевозок. В грузообороте основное место занимают металлы, машины и прочие технические грузы, перевозки строительных материалов.
Пойма Урала - уголок первозданной природы среди распаханных полей и степных пастбищ, с богатейшей флорой и фауной. И буйная зелень уремных лесов, и сочные луга, и животные, населяющие пойменные урочища, сохранились в этих местах благодаря могучему весеннему разливу Урала. Тридцать - сорок дней высокой воды не только поят влагой, но и изолируют пойменные леса и луга от влияния хозяйственной деятельности человека, создают уральской долине временный заповедный режим, охраняют покой ее обитателей.
Урал ныне - единственная на южном склоне Европы река с незарегулированным средним и нижним течением, где полностью сохранились естественные нерестилища ценнейших видов осетровых рыб. Ежегодно огромные стада севрюг, осетров и белуг заходят в реку из Каспия, чтобы на гравийно-галечных пляжах и перекатах, омываемых бурным потоком, отложить мириады икринок.
По длине (2428 км) Урал стоит на третьем месте среди рек Европы, уступая только Волге и Дунаю, но по водности он занимает место в третьем десятке европейских рек. Главная особенность режима Урала чрезвычайная неравномерность стока. В многоводный год река дает Каспию в 10 раз больше воды, чем в маловодный. Средний годовой сток Урала у города Уральска Составляет 10,6 км3 - это в 25 раз меньше, чем у Волги. Но весной паводковая волна достигает огромной мощи. Так, весной 1942 г. максимальный расход Урала достиг 18 400 м3/с, что больше среднего годового расхода не только Волги, но и самой могучей сибирской реки- Енисея! В течение года максимальный и минимальный расход воды в Урале может изменяться более чем в 1300 раз. По изменчивости стока, как за многолетний период, так и за год, Уралу принадлежат европейские рекорды.
Путь Урала к Каспию начинается в отрогах хребта Уралтау, у подножия горы Нажимтау, на высоте 637 м над уровнем моря. В верхнем течении реки построено три водохранилища: Верхнеуральское, Магнитогорское и наиболее крупное Ир и клине кое. У города Орска, приняв слева Кумак, а затем реку Орь, Урал резко поворачивает на запад, упираясь в южные отроги Уральских гор. Прорезая цепи хребтов, Урал принимает вид горной реки с бурными перекатами и длинными глубокими плёсами, окруженными зубчатыми скалами.
Но чем дальше на запад, тем положе становятся приуральские горы и холмы. Левый берег постепенно вынолаживается, а к правому всюду подходят невысокие горные гряды: Маячная, Верблюжка, Алабайтал, Гирьял, Красногорская. Ниже Оренбурга, приняв справа самый значительный свой приток - Сакмару, Урал, сохраняя западное направление, постепенно отклоняется к югу. С севера его теснят крутые обрывы Общего Сырта, сложенные плотными краспоцветными песчаниками и конгломератами.
Ниже устья Илека долина Урала расширяется до 12-18 км. Река блуждает по всей ее ширине, делая огромные петли.
У города Уральска река круто поворачивает на юг, к Каспию; до моря остается еще более 800 км, однако на всем этом пути Урал не только не принимает ни одной постоянной речки, но и отделяет от себя ряд рек-оттоков, теряющихся затем в пустынной степи. За городом Гурьевым начинается современная дельта Урала, в которой выделяются два основных рукава - Яицкий и Золотой. Через них и десятки других искусственных проток-узеков, рассекая тростниковые джунгли, Урал выносит свои воды в Каспий.