Замените, где возможно и целесообразно, заимствован-
ные слова русскими.
1. Алексей научился игнорировать опасности, и, хотя путь дальше
становился всё труднее, он не капитулировал. 2. Среди собравших-
ся превалировали представители молодёжи. 3. Бригадир доставил
спецкору полную сатисфакцию, ответив на все вопросы последнего.
4. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эво-
люции в области спортивной работы. 5. Идентичное решение было
принято студентами второй группы. 6. Неологизмы поэт употребляет,
внутренне реагируя на те явления, которые изображает. 7. Пассажи-
ры отдыхали в парусиновых шезлонгах на палубе комфортабельного
лайнера
Развивая эти мысли Баранского, отечественные ученые выделяют следующие черты географического мышления: 1) пространственный, территориальный подход; 2) географичность изучаемых объектов, которая тем больше, чем в большей степени их развитие и функционирование определяются их положением в пространстве, свойствами той территории, на которой они расположены;
3) комплексность, системность, максимальная степень синтеза в подходе к географической реальности, в ее отражении. "Синтез, выявление взаимосвязей между различными характеристиками территории... - один из важнейших принципов географического мышления".
В современную эпоху, когда совершенно необходимо развитие целостной и комплексной географии, требуется и дальнейшее совершенствование географического мышления. "Оно должно быть абстрактным и конкретным, диалектически соединяя в пределах определенных территориально-иерархических уровней и на конкретных территориях общие и специфические, пространственно обусловленные и выраженные взаимодействия в макросистеме "территория - естественные условия и ресурсы - население - хозяйство - расселение - состояние окружающей среды".
Б. Н. Зимин и С. В. Одессер выделяют в качестве главных направлений трансформации географического мышления следующие:
а) усиление системности в осмыслении географических явлений и процессов;
б) усиление динамической и исторической направленности географического мышления;
в) экологизация географического мышления, осознание единства мира;
г) повышение точности и логической стройности географического мышления, унификация понятийного аппарата географии с системой общенаучных понятий.
Особенно важной в развитии географического мышления является пространственно-временная парадигма. Можно говорить об определенном "генетическом коде" каждого ландшафта, природного, природно-хозяйственного и экономического района, каждой геосистемы... Неразделимость времени и пространства, этих основных координат жизнедеятельности человека и общества, развития природы и ее использования человечеством - важнейшая составная часть целостной географии".
Таким образом, можно заключить, что не разрыв и противопоставление пространственного и временного подходов, а их органическое сочетание, соединение в географических исследованиях является в наше время непременным условием совершенствования системы географического мышления, прогресса географии в целом.
Функции географического краеведения:
сформировать знания о природе, населении, хозяйстве на местном материале, а также реальные представления, составляющие основу географической науки;
показать положительное и отрицательное влияние человека на компоненты и природный комплекс;
получить знания об основных путях и средствах охраны природы, воспитать гражданскую ответственность по отношению к природной среде;