аба́й (ибраги́м) кунанба́ев (каз. абай құнанбайұлы) (29 июля[10 августа] 1845, урочище жидебай(каз.жидебай), чингизская волость, семипалатинский уезд, западно-сибирское генерал-губернаторство, российская империя — 23 июня[6 июля] 1904, там же) — казахский поэт, композитор, просветитель, мыслитель[2][неавторитетный общественный деятель, основоположник казахской письменной и её первый классик, реформатор культуры в духе сближения с , а также европейской культурой на основе просвещённого ислама.
прадед ыргызбай — батыр и бий рода тобыкты, родился приблизительно в 1750 годах.
прадед ыргызбай — батыр и бий рода тобыкты, родился приблизительно в 1750 годах.дед оскембай — сын ыргызбая, бий рода аргын тобыкты, годы жизни ок. 1778—1850.
прадед ыргызбай — батыр и бий рода тобыкты, родился приблизительно в 1750 годах.дед оскембай — сын ыргызбая, бий рода аргын тобыкты, годы жизни ок. 1778—1850.отец кунанбай кажы — ага-султан всего каркаралинского внешнего округа, позже волостной кокше-тобыктинской волости, годы жизни 1804—1886.
прадед ыргызбай — батыр и бий рода тобыкты, родился приблизительно в 1750 годах.дед оскембай — сын ыргызбая, бий рода аргын тобыкты, годы жизни ок. 1778—1850.отец кунанбай кажы — ага-султан всего каркаралинского внешнего округа, позже волостной кокше-тобыктинской волости, годы жизни 1804—1886.мать улжан из рода каракесек из племени аргын.
прадед ыргызбай — батыр и бий рода тобыкты, родился приблизительно в 1750 годах.дед оскембай — сын ыргызбая, бий рода аргын тобыкты, годы жизни ок. 1778—1850.отец кунанбай кажы — ага-султан всего каркаралинского внешнего округа, позже волостной кокше-тобыктинской волости, годы жизни 1804—1886.мать улжан из рода каракесек из племени аргын.бабушка , в замужестве прозванная зере. предположительно учила его родной речи[значимость
прадед ыргызбай — батыр и бий рода тобыкты, родился приблизительно в 1750 годах.дед оскембай — сын ыргызбая, бий рода аргын тобыкты, годы жизни ок. 1778—1850.отец кунанбай кажы — ага-султан всего каркаралинского внешнего округа, позже волостной кокше-тобыктинской волости, годы жизни 1804—1886.мать улжан из рода каракесек из племени аргын.бабушка , в замужестве прозванная зере. предположительно учила его родной речи[значимость шакарим — поэт, писатель, переводчик, композитор, и философ.перевёл «дубровского» и «метель» а. с. пушкина.автор книги «зеркало казахов», поэмы «калкаман-мамыр» и «енлик-кебек».
знаменитым произведением абая стала прозаическая поэма «қара сөз» (в дословном переводе «простое (буквально — чёрное) слово»), состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. в этих «назиданиях» поднимаются проблемы , педагогики, морали и права этнических казахов. «қара сөз» создана абаем на склоне лет.
по утверждениям советских , абай высмеивал некоторые обычаи родового аула, выступал «против рабского положения женщины» и, как повторено в его парадных советских биографиях, «против социального зла и невежества». советские источники, повторяя эту фразу, иногда ссылаются в её подтверждение на стихотворения «наконец, волостным я стал…» (1889), « начальству рад…» (1889) и «кулембаю» (1888). абай кунанбаев был новатором казахской поэзии; новаторский характер носят стихи, посвящённые временам года: «весна» (1890), «лето» (1886), «осень» (1889), «зима» (1888), стихи о назначении поэзии (учить хорошему и осуждать плохое). сюжеты поэм «масгуд» (1887) и «сказание об азиме» основаны на мотивах восточной классической . в поэме «искандер» противопоставлены разум в лице аристотеля и алчность завоевателя в лице александра македонского.
У короля и королевы родилась долгожданная дочь, и они приглашают на пир всех фей королевства, кроме одной — потому что она уже полвека не покидала свою башню, и все решили, что она умерла. В самый разгар пира по поводу крестин появилась неприглашённая фея, с которой, как ей показалось, обошлись неучтиво, потому что для неё не хватило драгоценного столового прибора. Когда все феи, кроме одной, которая предусмотрительно решила оставить за собой последнее слово, одарили принцессу волшебными дарами, старая фея Карабосс произнесла своё шокирующее пророчество: принцесса уколет палец о веретено — и умрёт. Последняя фея смягчает приговор: "Да, принцесса уколет палец о веретено, но уснёт ровно на 100 лет," (в оригинальной версии Перро о принце речь не идёт). Король издаёт указ сжечь все прялки и веретена, но тщетно: спустя 16 лет принцесса находит в башне загородного замка старушку, которая ничего не слышала о королевском указе и пряла кудель. Принцесса уколола палец о веретено и упала замертво. Пробудить её уже невозможно. Появляется фея, смягчившая заклятье, и просит короля и королеву покинуть замок. Тем временем она погружает замок в вековой сон, и вокруг него вырастает непроходимый лес — чтобы никто не проник в замок до срока. Проходит 100 лет, появляется принц, проникает в замок — и принцесса пробуждается (никакого поцелуя нет, она пробудилась только потому, что пришло время чарам отступить). Затем — тайная Принц каждый день наведывается к жене, и у них рождаются дети — сын по имени День и девочка по имени Заря. Но мать принца заподозрила любовную интригу и просит сына привезти к ней в замок сноху и внуков. Будучи людоедкой, она едва сдерживает желание съесть внучат. Но принц уезжает на войну, и свекровь начинает действовать. Сначала она велит убить внучку, потом — внука и, наконец, жену сына и приготовить их повкуснее. Но дворецкий прячет несчастных на конюшне, а королеве подаёт мясо животных. Однажды королева-людоедка, проходя по двору, услышала крики из конюшни: принцесса задумала высечь сына за шалость. Людоедка так разгневалась, что велела поставить во дворе замка котёл со всякими гадами и бросить туда сноху и внуков, но, к счастью, возвращается принц. Не в силах вынести позора, людоедка сама бросается в котёл и умирает. В конце сказки мораль: ни одна девушка не будет спать целый век, чтобы дождаться жениха с титулом и богатством
аба́й (ибраги́м) кунанба́ев (каз. абай құнанбайұлы) (29 июля[10 августа] 1845, урочище жидебай(каз.жидебай), чингизская волость, семипалатинский уезд, западно-сибирское генерал-губернаторство, российская империя — 23 июня[6 июля] 1904, там же) — казахский поэт, композитор, просветитель, мыслитель[2][неавторитетный общественный деятель, основоположник казахской письменной и её первый классик, реформатор культуры в духе сближения с , а также европейской культурой на основе просвещённого ислама.
прадед ыргызбай — батыр и бий рода тобыкты, родился приблизительно в 1750 годах.
прадед ыргызбай — батыр и бий рода тобыкты, родился приблизительно в 1750 годах.дед оскембай — сын ыргызбая, бий рода аргын тобыкты, годы жизни ок. 1778—1850.
прадед ыргызбай — батыр и бий рода тобыкты, родился приблизительно в 1750 годах.дед оскембай — сын ыргызбая, бий рода аргын тобыкты, годы жизни ок. 1778—1850.отец кунанбай кажы — ага-султан всего каркаралинского внешнего округа, позже волостной кокше-тобыктинской волости, годы жизни 1804—1886.
прадед ыргызбай — батыр и бий рода тобыкты, родился приблизительно в 1750 годах.дед оскембай — сын ыргызбая, бий рода аргын тобыкты, годы жизни ок. 1778—1850.отец кунанбай кажы — ага-султан всего каркаралинского внешнего округа, позже волостной кокше-тобыктинской волости, годы жизни 1804—1886.мать улжан из рода каракесек из племени аргын.
прадед ыргызбай — батыр и бий рода тобыкты, родился приблизительно в 1750 годах.дед оскембай — сын ыргызбая, бий рода аргын тобыкты, годы жизни ок. 1778—1850.отец кунанбай кажы — ага-султан всего каркаралинского внешнего округа, позже волостной кокше-тобыктинской волости, годы жизни 1804—1886.мать улжан из рода каракесек из племени аргын.бабушка , в замужестве прозванная зере. предположительно учила его родной речи[значимость
прадед ыргызбай — батыр и бий рода тобыкты, родился приблизительно в 1750 годах.дед оскембай — сын ыргызбая, бий рода аргын тобыкты, годы жизни ок. 1778—1850.отец кунанбай кажы — ага-султан всего каркаралинского внешнего округа, позже волостной кокше-тобыктинской волости, годы жизни 1804—1886.мать улжан из рода каракесек из племени аргын.бабушка , в замужестве прозванная зере. предположительно учила его родной речи[значимость шакарим — поэт, писатель, переводчик, композитор, и философ.перевёл «дубровского» и «метель» а. с. пушкина.автор книги «зеркало казахов», поэмы «калкаман-мамыр» и «енлик-кебек».
знаменитым произведением абая стала прозаическая поэма «қара сөз» (в дословном переводе «простое (буквально — чёрное) слово»), состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. в этих «назиданиях» поднимаются проблемы , педагогики, морали и права этнических казахов. «қара сөз» создана абаем на склоне лет.
по утверждениям советских , абай высмеивал некоторые обычаи родового аула, выступал «против рабского положения женщины» и, как повторено в его парадных советских биографиях, «против социального зла и невежества». советские источники, повторяя эту фразу, иногда ссылаются в её подтверждение на стихотворения «наконец, волостным я стал…» (1889), « начальству рад…» (1889) и «кулембаю» (1888). абай кунанбаев был новатором казахской поэзии; новаторский характер носят стихи, посвящённые временам года: «весна» (1890), «лето» (1886), «осень» (1889), «зима» (1888), стихи о назначении поэзии (учить хорошему и осуждать плохое). сюжеты поэм «масгуд» (1887) и «сказание об азиме» основаны на мотивах восточной классической . в поэме «искандер» противопоставлены разум в лице аристотеля и алчность завоевателя в лице александра македонского.
У короля и королевы родилась долгожданная дочь, и они приглашают на пир всех фей королевства, кроме одной — потому что она уже полвека не покидала свою башню, и все решили, что она умерла. В самый разгар пира по поводу крестин появилась неприглашённая фея, с которой, как ей показалось, обошлись неучтиво, потому что для неё не хватило драгоценного столового прибора. Когда все феи, кроме одной, которая предусмотрительно решила оставить за собой последнее слово, одарили принцессу волшебными дарами, старая фея Карабосс произнесла своё шокирующее пророчество: принцесса уколет палец о веретено — и умрёт. Последняя фея смягчает приговор: "Да, принцесса уколет палец о веретено, но уснёт ровно на 100 лет," (в оригинальной версии Перро о принце речь не идёт). Король издаёт указ сжечь все прялки и веретена, но тщетно: спустя 16 лет принцесса находит в башне загородного замка старушку, которая ничего не слышала о королевском указе и пряла кудель. Принцесса уколола палец о веретено и упала замертво. Пробудить её уже невозможно. Появляется фея, смягчившая заклятье, и просит короля и королеву покинуть замок. Тем временем она погружает замок в вековой сон, и вокруг него вырастает непроходимый лес — чтобы никто не проник в замок до срока. Проходит 100 лет, появляется принц, проникает в замок — и принцесса пробуждается (никакого поцелуя нет, она пробудилась только потому, что пришло время чарам отступить). Затем — тайная Принц каждый день наведывается к жене, и у них рождаются дети — сын по имени День и девочка по имени Заря. Но мать принца заподозрила любовную интригу и просит сына привезти к ней в замок сноху и внуков. Будучи людоедкой, она едва сдерживает желание съесть внучат. Но принц уезжает на войну, и свекровь начинает действовать. Сначала она велит убить внучку, потом — внука и, наконец, жену сына и приготовить их повкуснее. Но дворецкий прячет несчастных на конюшне, а королеве подаёт мясо животных. Однажды королева-людоедка, проходя по двору, услышала крики из конюшни: принцесса задумала высечь сына за шалость. Людоедка так разгневалась, что велела поставить во дворе замка котёл со всякими гадами и бросить туда сноху и внуков, но, к счастью, возвращается принц. Не в силах вынести позора, людоедка сама бросается в котёл и умирает. В конце сказки мораль: ни одна девушка не будет спать целый век, чтобы дождаться жениха с титулом и богатством