тской ответственности правительства, причем эта ответственность является коллективной. Вотум недоверия, вынесенный одному министру, обычно рассматривается как отказ в доверии правительству в целом. Принцип парламентской ответственности предполагает также ответственность каждого министра перед палатой общин.
Формой парламентского контроля за правительством являются вопросы депутатов министрам. ответы министров на устные вопросы депутатов заслушиваются ежедневно, кроме пятницы, в определенные часы. ответы руководителей министерств на письменные вопросы публикуются в официальных отчетах о парламентских дебатах.
Исторической традицией является такая форма индивидуальной ответственности перед парламентом должностных лиц правительства, как импичмент. Это - специальная процедура, в соответствии с которой дела должностных лиц парламента об отставке рассматривались с соблюдением особых правил в палате общин, а затем - в палате лордов, выступающей в качестве судебной инстанции. В настоящее время привлечение министров к ответственности в порядке импичмента в Великобритании вышло из употребления. Последний раз импичмент в отношении министров применялся в 1805г.
Коллективная ответственность правительства в целом предполагает, что при условии вотума недоверия всему составу правительства премьер-министр и правительство в полном составе должны либо уйти в отставку, либо просить королеву распустить парламент в надежде на то, что после новых всеобщих выборов премьер-министр и его правительство получит одобрение в палате общин. Коллективная ответственность в сочетании с индивидуальной означает, что любой министр, независимо от занимаемого им поста в кабинет или вне его, несет ответственность за деятельность правительства в целом и какой-либо ее части.
Индивидуальная политическая ответственность министра диктует необходимость ухода в отставку, если палата общин вынесет ему вотум недоверия. Кроме того, согласно правилам, регулирующим парламентскую ответственность министра, он несет ответственность перед парламентом за все действия подчиненных ему должностных лиц. Он обязан отвечать за любые ошибки и упущения аппарата своего министерства и даже за любые действия чиновникам, совершенным вопреки его указаниям. Министр несет, таким образом, ответственность за все действия любых должностных лиц, находящихся в его подчинении.
Эта ответственность, как отмечалось, имеет место в государствах с парламентарными и смешанными формами правления. В литературе парламентская ответственность правительства иногда включается в систему форм парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти. Однако в действительности ответственность - не форма контроля, а следствие его.
Контроль выявляет и устанавливает определенные факты, связанные с деятельностью подконтрольного субъекта, в частности и результаты этой деятельности. А ответственность - следствие их оценки контролирующим органом, в данном случае парламентом или его палатой. Конституции Франции, Китая, Японии, Испании, Кубы предусматривают только коллективную (солидарную) ответственность правительств: «Кабинет при осуществлении исполнительной власти несет коллективную ответственность перед Парламентом» (часть третья ст. 66 Конституции Японии); «Правительство солидарно отвечает за свою политическую деятельность перед Конгрессом депутатов» (ст. 108 Конституции Испании).
В других странах наряду с коллективной ответственностью правительства существует индивидуальная ответственность его членов: «Министры коллегиально ответственны за акты Совета министров и индивидуально за акты своих ведомств» (часть вторая ст. 95 Конституции Италии); «Правительство за выполнение своей функции ответственно перед Национальным советом Словацкой Республики», «Член Правительства за выполнение своей функции ответствен перед Национальным советом Словацкой Республики» (первое предложение ч. 1 ст. 114 и ч. 1 ст. 116 Конституции Словакии).
В Италии, Японии, Румынии правительство ответственно перед обеими палатами парламента, в Великобритании, Германии, Франции, Испании, Польше - только перед нижней. Иногда это объясняют тем, что верхняя палата избирается непрямыми выборами или вообще не избирается. Но не ко всем перечисленным странам это объяснение подходит: в Испании значительная часть Сената, а в Польше весь Сенат избираются прямыми выборами.
Эпоха гуннов охватывает IV в. до н.э. — III в. н.э. По китайским источникам, слово «хунну», или «сюнну», т.е. «гунн» происходит от названия реки Орхон в современной Монголии. В III веке до н.э. кочевые племена объединил Моде. Китайцы называли правителя гуннов шаньюй. По сведениям ученого-востоковеда Л.Н. Гумилева, это произошло в 209 году до н.э.
Государство гуннов строилось по военному принципу: оно было разделено на левое, центральное и правое крылья. Вторыми лицами государства после шаньюя были «туменбасы» — темники — сыновья правителя или близкие родственники. Они возглавляли 24 рода и подчинялись лично шаньюю. У каждого темника имелось по 10 ООО вооруженных всадников. Три раза в год все вожди, военачальники собирались у шаньюя и обсуждали государственные дела. По сведениям китайских хроник, в IV-III вв. до н.э. гуннские племена объединились. Войны гуннов с китайцами растянулись на более чем 300 лет. В III в. до н.э. правители Китайского государства Цинь для защиты от гуннов начали строить Великую китайскую стену. Наибольшего усиления гунны достигли во II-I вв. до н.э., при правлении шаньюя Моде.
тской ответственности правительства, причем эта ответственность является коллективной. Вотум недоверия, вынесенный одному министру, обычно рассматривается как отказ в доверии правительству в целом. Принцип парламентской ответственности предполагает также ответственность каждого министра перед палатой общин.
Формой парламентского контроля за правительством являются вопросы депутатов министрам. ответы министров на устные вопросы депутатов заслушиваются ежедневно, кроме пятницы, в определенные часы. ответы руководителей министерств на письменные вопросы публикуются в официальных отчетах о парламентских дебатах.
Исторической традицией является такая форма индивидуальной ответственности перед парламентом должностных лиц правительства, как импичмент. Это - специальная процедура, в соответствии с которой дела должностных лиц парламента об отставке рассматривались с соблюдением особых правил в палате общин, а затем - в палате лордов, выступающей в качестве судебной инстанции. В настоящее время привлечение министров к ответственности в порядке импичмента в Великобритании вышло из употребления. Последний раз импичмент в отношении министров применялся в 1805г.
Коллективная ответственность правительства в целом предполагает, что при условии вотума недоверия всему составу правительства премьер-министр и правительство в полном составе должны либо уйти в отставку, либо просить королеву распустить парламент в надежде на то, что после новых всеобщих выборов премьер-министр и его правительство получит одобрение в палате общин. Коллективная ответственность в сочетании с индивидуальной означает, что любой министр, независимо от занимаемого им поста в кабинет или вне его, несет ответственность за деятельность правительства в целом и какой-либо ее части.
Индивидуальная политическая ответственность министра диктует необходимость ухода в отставку, если палата общин вынесет ему вотум недоверия. Кроме того, согласно правилам, регулирующим парламентскую ответственность министра, он несет ответственность перед парламентом за все действия подчиненных ему должностных лиц. Он обязан отвечать за любые ошибки и упущения аппарата своего министерства и даже за любые действия чиновникам, совершенным вопреки его указаниям. Министр несет, таким образом, ответственность за все действия любых должностных лиц, находящихся в его подчинении.
Эта ответственность, как отмечалось, имеет место в государствах с парламентарными и смешанными формами правления. В литературе парламентская ответственность правительства иногда включается в систему форм парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти. Однако в действительности ответственность - не форма контроля, а следствие его.
Контроль выявляет и устанавливает определенные факты, связанные с деятельностью подконтрольного субъекта, в частности и результаты этой деятельности. А ответственность - следствие их оценки контролирующим органом, в данном случае парламентом или его палатой. Конституции Франции, Китая, Японии, Испании, Кубы предусматривают только коллективную (солидарную) ответственность правительств: «Кабинет при осуществлении исполнительной власти несет коллективную ответственность перед Парламентом» (часть третья ст. 66 Конституции Японии); «Правительство солидарно отвечает за свою политическую деятельность перед Конгрессом депутатов» (ст. 108 Конституции Испании).
В других странах наряду с коллективной ответственностью правительства существует индивидуальная ответственность его членов: «Министры коллегиально ответственны за акты Совета министров и индивидуально за акты своих ведомств» (часть вторая ст. 95 Конституции Италии); «Правительство за выполнение своей функции ответственно перед Национальным советом Словацкой Республики», «Член Правительства за выполнение своей функции ответствен перед Национальным советом Словацкой Республики» (первое предложение ч. 1 ст. 114 и ч. 1 ст. 116 Конституции Словакии).
В Италии, Японии, Румынии правительство ответственно перед обеими палатами парламента, в Великобритании, Германии, Франции, Испании, Польше - только перед нижней. Иногда это объясняют тем, что верхняя палата избирается непрямыми выборами или вообще не избирается. Но не ко всем перечисленным странам это объяснение подходит: в Испании значительная часть Сената, а в Польше весь Сенат избираются прямыми выборами.
Эпоха гуннов охватывает IV в. до н.э. — III в. н.э. По китайским источникам, слово «хунну», или «сюнну», т.е. «гунн» происходит от названия реки Орхон в современной Монголии. В III веке до н.э. кочевые племена объединил Моде. Китайцы называли правителя гуннов шаньюй. По сведениям ученого-востоковеда Л.Н. Гумилева, это произошло в 209 году до н.э.
Государство гуннов строилось по военному принципу: оно было разделено на левое, центральное и правое крылья. Вторыми лицами государства после шаньюя были «туменбасы» — темники — сыновья правителя или близкие родственники. Они возглавляли 24 рода и подчинялись лично шаньюю. У каждого темника имелось по 10 ООО вооруженных всадников. Три раза в год все вожди, военачальники собирались у шаньюя и обсуждали государственные дела. По сведениям китайских хроник, в IV-III вв. до н.э. гуннские племена объединились. Войны гуннов с китайцами растянулись на более чем 300 лет. В III в. до н.э. правители Китайского государства Цинь для защиты от гуннов начали строить Великую китайскую стену. Наибольшего усиления гунны достигли во II-I вв. до н.э., при правлении шаньюя Моде.