Маршрутный лист урока русского языка в 5б классе 20.05 .2021года Задание 1:
Прочитайте отрывок из легенды о золотом человеке.
На обширных землях между хребтами Алатау и Каратау жило когда-то многочисленное племя. Был тот народ могущественным и богатым. И вот однажды в семье батыра Каскалдака родился десятый сын с длинной прядкой золотистых волос на темечке, с золотым айдаром. Младший сын в многодетной семье рос вольготно, все (он) лелеяли и баловали. Но Алтын-айдар не вырос капризным и избалованным. С малых лет он пристрастился к скачкам на лошадях, и всякий раз приходил в байгепервым, точно у (он) коня вырастали крылья. Однажды дошла до племени черная весть: с востока вдоль реки Или надвигается грозный враг. А вслед за (этот) вестью примчались и гонцы из дружественных родов, селившихся по соседству: «С востока идет несметное войско, растекается по (наш) землям, как черная сажа. Ряды (они) бесчисленны...»
(По книге О.Жанайдарова «Легенды древнего Казахстана»)
1. Такой вы себе представляли жизнь юноши – «золотого человека»? Что могло произойти дальше?
2. Раскройте скобки, правильно употребляя местоимения.
3. Найдите в тексте слова, употребленные в переносном значении?
Объясните значение выделенных слов в тексте.
Задание 2
Представьте, что вы оказались в музее, посвящённом “Золотому человеку”. Подготовьте в парах диалог, в котором один из вас будет экскурсоводом, а другой – зарубежным туристом. Используйте в диалоге информацию, полученную на уроке и из дополнительных источников.
«Золотой человек».
Замечательный памятник сакской эпохи (ранний железный век). Это захоро-нение сакского царя. Курган Иссык расположен в северной окраине города Иссык. Саки отождествляли царя с солнечным божеством. У них солнце было владыкой. Изображения на головном уборе имели символическое значение. « Золотые горы» и «деревья», нашитые по окружности шапки, представляют картину мира. Считалось, что вождь находится в центре Вселенной, как и солнце. Но «Золотой человек» еще и воин, защищающий этот мир. Спереди на шапке – пара золотых коней с козлиными рогами. Из их спин вырастают четыре золотые стрелы. Это эмблема – «царский знак», олицетворяющий власть вождя над миром. Яркое явление в искусстве саков – звериный стиль в орнаменте.
Он заключался в изображении зверей и мифических чудовищ. В зверином стиле саки украшали не только одежду, но и котлы, конскую сбрую, оружие. Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем, кабан – с культом бога и грома. Одежда украшена золотыми бляхами. Их три тысячи штук. Большинство мелких бляшек имели бронзовую основу. Обувь также украшена золотыми бляшками. Рядом лежал меч из железа, украшенный золотом. По остаткам установлено, что меч находился в деревянных ножнах, обтянутых кожей. Слева находился железный кинжал, сверху украшенный головами грифонов. Также в захоронении найдена посуда: подносы, миски, черпаки. Это захоронение относится к 5 – 4 веку до н. э.m
ПОМАГИТЕ ♡ ЗАРАНЕЕ
(скиньте фото на тетради)
я случайно написала геометрию это русский язык
Найти периметр трапеции по готовому чертежу
Объяснение:
∠BCО = ∠ОЕА= 30° как накрест лежащие , при секущей СЕ.
По т. о внешнем угле треугольника в ΔЕАО , ∠ЕОА=60°-30°=30°. Откуда ∠AOE = ∠BOC = 30° ⇒ ∠ВОС=30°.
Значит ΔЕАО=ΔСВО по стороне и 2-м прилежащим углам:
ОА=ОВ по условию,
∠AOE = ∠BOC = 30° ,
∠ЕАО=∠СВО как накрест лежащие ,АВ-секущая.
В равных треугольниках соответственные элементы равны ⇒ЕА=ВС.
Пусть ЕА=ВС=а. Т.к. ΔЕАО , ΔСВО-равнобедренные , то ЕА=ОА=ВС=ОВ=а . Тогда сторона трапеции АВ=2а ⇒ СD=2а (*),
т.к АВСD-равнобедренная трапеция( ∠D=180°-120°=60°)
Из Δ ECD -прямоугольный , ЕD=ЕА+АD=а+15 найдем CD = ED = (**).
Приравняем полученные выражения (*) и (**) , получим
2а = , 4а=а+15 , а=5 ⇒ ВС=5, АВ=СD=10
P(ABCD) = 5 + 15 +2* 10 =40 .
ответ: 298. 32 см, 72см, 56см.
292. 23 дм.
Объяснение:
"298. Периметр треугольника равен 80 см. Стороны треугольника, образованного средними линиями данного треугольника, относятся как 4:9:7. Найдите стороны данного треугольника."
***
Пусть одна сторона треугольника, образованного средними линиями трапеции равна 4х. Тогда вторая будет 9х, а третья - 7х. Периметр этого треугольника равен 80 см.
Р=4х+9х+7х=80;
20х=80;
х=4;
4x=4*4=16 см;
9х=9*4=36 см;
7х=7*4=28 см;
Проверим:
Р=16+36+28= 80 см. Всё верно!
Средние линии треугольника равны половине основания. Значит основания равны удвоенным средним линиям.
Одна сторона равна 2*16=32 см;
Вторая сторона равна 2*36=72 см;
Третья сторона равна 2*28=56 см.
***
"292.Стороны треугольника равны 12 дм, 16 дм и 18 дм. Найдите периметр треугольника, сторонами которого являются средние линии этого треугольника."
***
АВС - треугольник. MNP - треугольник, образованный средними линиями треугольника. Каждая из них равна половине стороны ей параллельной.
MN=BC/2=16/2=8 дм.
NP=AC/2=18/2=9 дм.
MP=AB/2 =12/2=6 дм.
Р MNP=8+9+6= 23 дм.