Program Ulitka; Var SunnyDay: Array [1..30] Of Boolean; a, b, c, i: Integer; Begin WriteLn('a = '); ReadLn(a); WriteLn('b = '); ReadLn(b); b := b * 100; Randomize; For i := 1 To 30 Do Begin If Random(2) = 1 Then SunnyDay[i] := True Else SunnyDay[i] := False; End; For i := 1 To 30 Do Begin If SunnyDay[i] = True ThenBegin a := a + 2; If a > b Then a := b; End Else Begin a := a - 10; If a < 0 Then a := 0; End; End; WriteLn('Дни месяца были таковы:'); For i := 1 To 30 Do Begin If SunnyDay[i] = True Then WriteLn(i, '. Солнечный') Else WriteLn(i, '. Пасмурный') End; WriteLn('К концу 30 дня местоположение улитки равно ', a, ' см над землей'); End.
В систему наук входят различные по возрасту дисциплины. Науки, которые появились во 2-ой половине 20 века (генетика, лингвистика), те что появились (?) в эпоху Возрождения (механика), в Новое Время, из Античности (география).
Классификацией наук называется метод выявления структуры частных разделов знаний и множества входящих в них отдельных дисциплин на основе какого-либо критерия, который раскрывает логически обоснованное расположение дисциплин в отдельный ряд.
Аристотель, ... Кант, Энгельс, Вильденбард, Вернадский, Кед занимались классификацией.
Универсальной классификации нет.
1. Всю систему наук можно условно подразделить на большие группы или подсистемы:
1.1. Естественные.
1.2. Общественные.
1.3. Технические.
1.4. Гуманитарные.
1.5 Логико-математичекие науки.
Каждая из этих подсистем отличаются своим предметом и методом. Каждая из подсистем образует отрасли разнообразным образом скоординированных наук. Например, в подсистему естественных наук входят отрасли: механика, физика, химия, биология. Общественные науки, то подсистема состоит из отраслей: социология, экономика, политология и т.д. В свою очередь, каждая из отраслей подразделяется на научные дисциплины: биофизика, физическая химия, социальная философия, менеджмент, экономика малого и среднего бизнеса.
2. Резких граней между указанными подсистемами нет, многие занимают промежуточное положение. И учитывая эти трудности, прибегают к иной классификации, где к основным подсистемам относят:
2.1. Обществознание.
2.2. Естествознание.
2.3. Логико-математические науки.
2.4. Современные комплексные отрасли - кибернетика, синергетика, семиотика.
В обществознание включена экономическая отрасль, социальная, техническая (т.к. продукт человеческой деятельности), гуманитарная и антропологическая.
Современные комплексные науки: 50е года - кибернентика, системный анализ и системология, экология, информатика, информалогия и информалистика (более общие), синергетика, ритмология - наука о …, симметриология - о повторяемости и со.., оптимология, глобалистика, коэволюция, космогенез.
3. Другая классификация - разделение всех наук на фундаментальные и прикладные по удалённости от практики.
Специфика естественно научного и социально-гуманитарного познания.
Оба вида возникли на определённом этапе когда:
1. Эти области стали зрелыми.
2. Достаточно развитое их соотношение.
Такая ситуация сложилась во второй половине 20 века и 21 веке.
В это время происходит признание среди учёных социально гуманитарного знания в качестве самостоятельного научного направления. До этого не относились к науке вообще (психология, социология, педагогика, т.к. там мало математики).
Это признание связано с тремя факторами:
1. Интенсивное развитие социальных и гуманитарных наук, усиление их роли в осмыслении проблем человеческого существования.
Например, герменевтика, социология, палеонтология.
2. Разработка собственных принципов и методов социо-гуманитарного познания.
3. Осознание ответственности учёных за последствия результатов своей научной деятельности (не опасно ли дальше вести исследование в генетике и т.п. - биоэтика, экологическая этика).
Специфика социо-гуманитарного знания.
Например, раскрыть специфику яблока - указать чем оно отличается от груши.
1. Субъектно-объектное (С-О) отношения к познавательному процессу.
Есть субъект и его объект.
Специфичность объекта:
1.1. Объектом выступает общество, культура и человек (человеческая деятельность её формы и результат).
1.2. Законы общества, в отличие от законов природы, создаются людьми. Они связаны с повседневной жизнью людей и общества, но могут не осознаваться людьми.
1.3. Законы общества и культуры менее долговечны, чем законы природы (они историчны), ограничены временем и этапом существования общества. Например политические законы (перестройка в России). Напротив, законы природы либо вечные, либо долговременно действующие.
1.4. По своему объекту социально-гуманитарное знание обращено к сознательной деятельности людей, а в природе законы действуют спонтанно, независимо от человеческого сознания.
Учёный обществовед находится в такой ситуации, что процессы и люди, которые он изучает, меняются (взгляды, интересы, мотивы). Эти науки сложнее для изучения, чем природа (это в общем бредятинка, но встречается в учебниках). Поэтому познание диалогично, а в естественных науках монологично.
Объект не только познаётся, но и оценивается субъектом. Это придаёт познанию ценностно-оценочный характер, а критерий оценки всегда различен.
Критерий оценки связан с нормами, идеалами... (?) учет степени свободы личности, устремлённость к демократии или автократии.
Var SunnyDay: Array [1..30] Of Boolean;
a, b, c, i: Integer;
Begin
WriteLn('a = ');
ReadLn(a);
WriteLn('b = ');
ReadLn(b);
b := b * 100;
Randomize;
For i := 1 To 30 Do
Begin
If Random(2) = 1 Then
SunnyDay[i] := True
Else
SunnyDay[i] := False;
End;
For i := 1 To 30 Do
Begin
If SunnyDay[i] = True
ThenBegin
a := a + 2;
If a > b Then
a := b;
End
Else
Begin
a := a - 10;
If a < 0 Then
a := 0; End;
End; WriteLn('Дни месяца были таковы:');
For i := 1 To 30 Do
Begin
If SunnyDay[i] = True Then
WriteLn(i, '. Солнечный')
Else
WriteLn(i, '. Пасмурный')
End;
WriteLn('К концу 30 дня местоположение улитки равно ', a, ' см над землей');
End.
В систему наук входят различные по возрасту дисциплины. Науки, которые появились во 2-ой половине 20 века (генетика, лингвистика), те что появились (?) в эпоху Возрождения (механика), в Новое Время, из Античности (география).
Классификацией наук называется метод выявления структуры частных разделов знаний и множества входящих в них отдельных дисциплин на основе какого-либо критерия, который раскрывает логически обоснованное расположение дисциплин в отдельный ряд.
Аристотель, ... Кант, Энгельс, Вильденбард, Вернадский, Кед занимались классификацией.
Универсальной классификации нет.
1. Всю систему наук можно условно подразделить на большие группы или подсистемы:
1.1. Естественные.
1.2. Общественные.
1.3. Технические.
1.4. Гуманитарные.
1.5 Логико-математичекие науки.
Каждая из этих подсистем отличаются своим предметом и методом. Каждая из подсистем образует отрасли разнообразным образом скоординированных наук. Например, в подсистему естественных наук входят отрасли: механика, физика, химия, биология. Общественные науки, то подсистема состоит из отраслей: социология, экономика, политология и т.д. В свою очередь, каждая из отраслей подразделяется на научные дисциплины: биофизика, физическая химия, социальная философия, менеджмент, экономика малого и среднего бизнеса.
2. Резких граней между указанными подсистемами нет, многие занимают промежуточное положение. И учитывая эти трудности, прибегают к иной классификации, где к основным подсистемам относят:
2.1. Обществознание.
2.2. Естествознание.
2.3. Логико-математические науки.
2.4. Современные комплексные отрасли - кибернетика, синергетика, семиотика.
В обществознание включена экономическая отрасль, социальная, техническая (т.к. продукт человеческой деятельности), гуманитарная и антропологическая.
Антропологические: педагогика, медицина, философская антропология.
Современные комплексные науки: 50е года - кибернентика, системный анализ и системология, экология, информатика, информалогия и информалистика (более общие), синергетика, ритмология - наука о …, симметриология - о повторяемости и со.., оптимология, глобалистика, коэволюция, космогенез.
3. Другая классификация - разделение всех наук на фундаментальные и прикладные по удалённости от практики.
Специфика естественно научного и социально-гуманитарного познания.
Оба вида возникли на определённом этапе когда:
1. Эти области стали зрелыми.
2. Достаточно развитое их соотношение.
Такая ситуация сложилась во второй половине 20 века и 21 веке.
В это время происходит признание среди учёных социально гуманитарного знания в качестве самостоятельного научного направления. До этого не относились к науке вообще (психология, социология, педагогика, т.к. там мало математики).
Это признание связано с тремя факторами:
1. Интенсивное развитие социальных и гуманитарных наук, усиление их роли в осмыслении проблем человеческого существования.
Например, герменевтика, социология, палеонтология.
2. Разработка собственных принципов и методов социо-гуманитарного познания.
3. Осознание ответственности учёных за последствия результатов своей научной деятельности (не опасно ли дальше вести исследование в генетике и т.п. - биоэтика, экологическая этика).
Специфика социо-гуманитарного знания.
Например, раскрыть специфику яблока - указать чем оно отличается от груши.
1. Субъектно-объектное (С-О) отношения к познавательному процессу.
Есть субъект и его объект.
Специфичность объекта:
1.1. Объектом выступает общество, культура и человек (человеческая деятельность её формы и результат).
1.2. Законы общества, в отличие от законов природы, создаются людьми. Они связаны с повседневной жизнью людей и общества, но могут не осознаваться людьми.
1.3. Законы общества и культуры менее долговечны, чем законы природы (они историчны), ограничены временем и этапом существования общества. Например политические законы (перестройка в России). Напротив, законы природы либо вечные, либо долговременно действующие.
1.4. По своему объекту социально-гуманитарное знание обращено к сознательной деятельности людей, а в природе законы действуют спонтанно, независимо от человеческого сознания.
Учёный обществовед находится в такой ситуации, что процессы и люди, которые он изучает, меняются (взгляды, интересы, мотивы). Эти науки сложнее для изучения, чем природа (это в общем бредятинка, но встречается в учебниках). Поэтому познание диалогично, а в естественных науках монологично.
Объект не только познаётся, но и оценивается субъектом. Это придаёт познанию ценностно-оценочный характер, а критерий оценки всегда различен.
Критерий оценки связан с нормами, идеалами... (?) учет степени свободы личности, устремлённость к демократии или автократии.
Об