На предыдущих уроках мы подробно рассмотрели внутреннее устройство компьютера – его комплектующие и основные внутренние части. Однако для того, чтобы рассматривать современный компьютер как полноценное средство обработки информации (то есть устройство, выполняющее конкретные прикладные задачи), необходимо учесть также и его программное обеспечение, то есть все приложения и службы, установленные на данный компьютер. На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с различными видами программного обеспечения, узнаете, для чего нужна та или иная программа и научитесь их устанавливать.
Введение
Что же такое программное обеспечение компьютера? Рассмотрим этот термин подробнее.
Программное обеспечение (ПО) – это все компьютерные программы, процедуры и соответствующая документация и данные, относящиеся к функционированию данной компьютерной системы.
Всё программное обеспечение можно разделить на следующие типы
Виды программного обеспечения
1. Системное программное обеспечение. Это такие программы, которые входят в состав операционной системы и являются составной ее частью. Обычно они обеспечивают управление компонентами компьютерной системы, такими как процессор, оперативная память, устройства ввода-вывода а также сетевое оборудование. Типичным примером для системной программы является драйвер. Драйвер– это компьютерная программа, при которой другие программы получают доступ к аппаратному обеспечению некоторого устройства (например, к принтеру, сканеру, видеокарте и т. д.). Драйверы являются неотъемлемой составляющей операционной системы – совокупность программ, организующих согласованную работу всех модулей компьютера.
2. Обслуживающие программы.К ним относятся те программы, которые выполняют вс обслуживающие либо сервисные функции, например архиваторы, антивирусы и программы для обслуживания жесткого диска компьютера. Программы такого типа также называют утилитами (от англ. utilize – «использовать»).
3. Прикладные программы –это обширный класс программ, предназначенный для решения отдельных определенных пользователем задач, связанных с обработкой данных в определенной области деятельности. К ним можно отнести, например, текстовые, графические, аудио, видео-редакторы, средства управления базами данных, обучающие, тестовые, игровые программы и т. д.
Большинство программ на сегодняшний день создаются с привязкой к конкретной операционной системе (например, Windows, Linux, Android, MacOS) и т. д. Этот факт необходимо обязательно учитывать при выборе той или иной программы.
Перед запуском программы ее нужно правильным образом инсталлировать, то есть установить на данный компьютер. Существуют специальные программы-инсталляторы, например Rpm для ОС Linux или Windows Installer для Windows. Очень часто программы-инсталляторы входят в состав операционной системы по умолчанию. Инсталлировать программу – означает установить (распаковать) все ее значимые файлы в соответствующие директории операционной системы. Для того чтобы программа инсталлировалась верно, она должна содержать так называемый дистрибутив. Дистрибутив программы (от англ. distribute – распределять) – это совокупность компонентов, необходимых для ее установки (инсталляции). Дистрибутив операционной системы обычно содержит в себе программы для начальной инициализации системы.
// PascalABC.NET 3.3, сборка 1627 от 27.01.2018 // Внимание! Если программа не работает, обновите версию!
begin var n:=ReadInteger('Количество строк (столбцов) в матрице:'); Writeln('*** Исходная матрица ***'); var a:=MatrRandom(n,n,-99,99); a.Println(4); Writeln(4*a.ColCount*'-'); var (su,sd,sl):=(0,0,0); for var i:=0 to n-1 do for var j:=0 to n-1 do if i<j then su+=a[i,j] else if i=j then sd+=a[i,j] else sl+=a[i,j]; Writeln('Суммы элементов:'); Writeln(' - верхней треугольной матрицы ',su); Writeln(' - главной диагонали ',sd); Writeln(' - нижней треугольной матрицы ',sl) end.
Пример Количество строк (столбцов) в матрице: 4 *** Исходная матрица *** -73 -89 4 39 77 -32 23 -45 -29 -70 -88 -40 -83 9 21 -46
Суммы элементов: - верхней треугольной матрицы -108 - главной диагонали -239 - нижней треугольной матрицы -75
"Школьный" вариант
const nn=20; { максимальный размер }
var a:array[1..nn,1..nn] of integer; i,j,n:integer; su,sd,sl:longint;
begin Write('Количество строк (столбцов) в матрице:'); Readln(n); Randomize; Writeln('*** Исходная матрица ***'); su:=0; sd:=0; sl:=0; for i:=1 to n do begin for j:=1 to n do begin a[i,j]:=Random(199)-99; Write(a[i,j]:4); if i<j then su+=a[i,j] else if i=j then sd+=a[i,j] else sl+=a[i,j] end; Writeln end; Writeln('Суммыа элементов:'); Writeln(' - верхней треугольной матрицы ',su); Writeln(' - главной диагонали ',sd); Writeln(' - нижней треугольной матрицы ',sl) end.
Видеоурок
Текстовый урок
Тесты
Во к уроку
На предыдущих уроках мы подробно рассмотрели внутреннее устройство компьютера – его комплектующие и основные внутренние части. Однако для того, чтобы рассматривать современный компьютер как полноценное средство обработки информации (то есть устройство, выполняющее конкретные прикладные задачи), необходимо учесть также и его программное обеспечение, то есть все приложения и службы, установленные на данный компьютер. На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с различными видами программного обеспечения, узнаете, для чего нужна та или иная программа и научитесь их устанавливать.
Введение
Что же такое программное обеспечение компьютера? Рассмотрим этот термин подробнее.
Программное обеспечение (ПО) – это все компьютерные программы, процедуры и соответствующая документация и данные, относящиеся к функционированию данной компьютерной системы.
Всё программное обеспечение можно разделить на следующие типы
Виды программного обеспечения
1. Системное программное обеспечение. Это такие программы, которые входят в состав операционной системы и являются составной ее частью. Обычно они обеспечивают управление компонентами компьютерной системы, такими как процессор, оперативная память, устройства ввода-вывода а также сетевое оборудование. Типичным примером для системной программы является драйвер. Драйвер– это компьютерная программа, при которой другие программы получают доступ к аппаратному обеспечению некоторого устройства (например, к принтеру, сканеру, видеокарте и т. д.). Драйверы являются неотъемлемой составляющей операционной системы – совокупность программ, организующих согласованную работу всех модулей компьютера.
2. Обслуживающие программы.К ним относятся те программы, которые выполняют вс обслуживающие либо сервисные функции, например архиваторы, антивирусы и программы для обслуживания жесткого диска компьютера. Программы такого типа также называют утилитами (от англ. utilize – «использовать»).
3. Прикладные программы –это обширный класс программ, предназначенный для решения отдельных определенных пользователем задач, связанных с обработкой данных в определенной области деятельности. К ним можно отнести, например, текстовые, графические, аудио, видео-редакторы, средства управления базами данных, обучающие, тестовые, игровые программы и т. д.
Большинство программ на сегодняшний день создаются с привязкой к конкретной операционной системе (например, Windows, Linux, Android, MacOS) и т. д. Этот факт необходимо обязательно учитывать при выборе той или иной программы.
Перед запуском программы ее нужно правильным образом инсталлировать, то есть установить на данный компьютер. Существуют специальные программы-инсталляторы, например Rpm для ОС Linux или Windows Installer для Windows. Очень часто программы-инсталляторы входят в состав операционной системы по умолчанию. Инсталлировать программу – означает установить (распаковать) все ее значимые файлы в соответствующие директории операционной системы. Для того чтобы программа инсталлировалась верно, она должна содержать так называемый дистрибутив. Дистрибутив программы (от англ. distribute – распределять) – это совокупность компонентов, необходимых для ее установки (инсталляции). Дистрибутив операционной системы обычно содержит в себе программы для начальной инициализации системы.
// Внимание! Если программа не работает, обновите версию!
begin
var n:=ReadInteger('Количество строк (столбцов) в матрице:');
Writeln('*** Исходная матрица ***');
var a:=MatrRandom(n,n,-99,99);
a.Println(4); Writeln(4*a.ColCount*'-');
var (su,sd,sl):=(0,0,0);
for var i:=0 to n-1 do
for var j:=0 to n-1 do
if i<j then su+=a[i,j]
else
if i=j then sd+=a[i,j]
else sl+=a[i,j];
Writeln('Суммы элементов:');
Writeln(' - верхней треугольной матрицы ',su);
Writeln(' - главной диагонали ',sd);
Writeln(' - нижней треугольной матрицы ',sl)
end.
Пример
Количество строк (столбцов) в матрице: 4
*** Исходная матрица ***
-73 -89 4 39
77 -32 23 -45
-29 -70 -88 -40
-83 9 21 -46
Суммы элементов:
- верхней треугольной матрицы -108
- главной диагонали -239
- нижней треугольной матрицы -75
"Школьный" вариант
const
nn=20; { максимальный размер }
var
a:array[1..nn,1..nn] of integer;
i,j,n:integer;
su,sd,sl:longint;
begin
Write('Количество строк (столбцов) в матрице:');
Readln(n);
Randomize;
Writeln('*** Исходная матрица ***');
su:=0; sd:=0; sl:=0;
for i:=1 to n do begin
for j:=1 to n do begin
a[i,j]:=Random(199)-99;
Write(a[i,j]:4);
if i<j then su+=a[i,j]
else
if i=j then sd+=a[i,j]
else sl+=a[i,j]
end;
Writeln
end;
Writeln('Суммыа элементов:');
Writeln(' - верхней треугольной матрицы ',su);
Writeln(' - главной диагонали ',sd);
Writeln(' - нижней треугольной матрицы ',sl)
end.