//Линейное уравнение от одной переменной вида ax+b=0 procedure lin1(a,b: real; var x: real); begin x:=-b/a; end;
//Линейное уравнение двух переменных вида ax+by+c=0 //имеет бесконечное множество решений (корней) procedure lin2(a,b,c: real); var x,y: real; n,i: integer; begin write ('Сколько пар корней вы хотите получить? '); readln (n); for i:=1 to n do begin write ('Введите x='); read (x); y:=(-c-a*x)/b; writeln (' y=',y); end; end;
var a,b,c,x,y: real; n: integer; begin write ('Сколько переменных в уравнении - 1 или 2? '); readln (n); if n=1 then begin write ('Введите коэффициент при х: а='); readln (a); write ('Введите свободный коэффициент b='); readln (b); lin1(a,b,x); writeln ('x=',x); end else begin write ('Введите коэффициент при х: а='); readln (a); write ('Введите коэффициент при y: b='); readln (b); write ('Введите свободный коэффициент c='); readln (c); lin2(a,b,c); end; end. пример 1 Сколько переменных в уравнении - 1 или 2? 1 Введите коэффициент при х: а=3 Введите свободный коэффициент b=9 x=-3 пример 2 Сколько переменных в уравнении - 1 или 2? 2 Введите коэффициент при х: а=2 Введите коэффициент при y: b=2 Введите свободный коэффициент c=-4 Сколько пар корней вы хотите получить? 3 Введите x=0 y=2 Введите x=2 y=0 Введите x=-2 y=4
Всем привет! Знаете ли вы, что в некоторых учебных заведениях нашей страны начинают изучать информатику аж со второго класса? С одной стороны, это вроде бы хорошо - повышается компьютерная грамотность детей. А с другой - зачем нужна информатика в начальной школе? Вы же понимаете, что приобщать ребёнка к компьютеру в таком раннем возрасте - значит, слышать от него каждый день "Хочу свой компьютер!" А если исполнить желание своего чада, то придётся бороться с тем, что чадо забудет обо всём на свете, часами просиживая перед монитором. Поэтому, на мой взгляд, целесообразно этот предмет включать в школьную программу только с пятого класса. Но и тут возникает немало вопросов, исходя из которых я поставлю под сомнение целесообразность изучения информатики в школе. Дальше будет интересно, поэтому никуда не уходите. Что изучают на уроках информатики? Когда я вспоминаю уроки информатики в своей школе (мы её начали изучать лишь с 9 класса), мне представляются страшные на вид (но, наверное, шибко умные для той поры) компьютеры с чёрно-белым маленьким монитором и грязно-жёлтыми системными блоками с отверстием для дискет. Я не знаю, на что они были но мы на них печатали текст и играли в какую-то примитивную игрушку (наподобие тетриса). В дальнейшем у нас появились новые компьютеры с цветными мониторами. Это был настоящий прогресс, и в то время я впервые увидел, как пользоваться мышкой... Что же изучали мы на уроках информатики? Язык программирования Бэйсик, навыки работы в Word, игра "Как достать соседа" - вот всё, что я помню из 3-летнего курса информатики в школе. Из этого набора мне пригодилось только второе, а всё остальное было забыто за ненадобностью. Изменилась ли ситуация сейчас? Для ответа на этот вопрос нужно заглянуть в современные учебники по информатике. Для примера я возьму серию учебников для 5-9 классов (2013 год, автор Босова Л.Л.) и учебники для 10-11 классов (2013 год, автор Семакин И.Г.).
procedure lin1(a,b: real; var x: real);
begin
x:=-b/a;
end;
//Линейное уравнение двух переменных вида ax+by+c=0
//имеет бесконечное множество решений (корней)
procedure lin2(a,b,c: real);
var x,y: real;
n,i: integer;
begin
write ('Сколько пар корней вы хотите получить? ');
readln (n);
for i:=1 to n do begin
write ('Введите x=');
read (x);
y:=(-c-a*x)/b;
writeln (' y=',y);
end;
end;
var
a,b,c,x,y: real;
n: integer;
begin
write ('Сколько переменных в уравнении - 1 или 2? ');
readln (n);
if n=1
then begin
write ('Введите коэффициент при х: а=');
readln (a);
write ('Введите свободный коэффициент b=');
readln (b);
lin1(a,b,x);
writeln ('x=',x);
end
else begin
write ('Введите коэффициент при х: а=');
readln (a);
write ('Введите коэффициент при y: b=');
readln (b);
write ('Введите свободный коэффициент c=');
readln (c);
lin2(a,b,c);
end;
end.
пример 1
Сколько переменных в уравнении - 1 или 2? 1
Введите коэффициент при х: а=3
Введите свободный коэффициент b=9
x=-3
пример 2
Сколько переменных в уравнении - 1 или 2? 2
Введите коэффициент при х: а=2
Введите коэффициент при y: b=2
Введите свободный коэффициент c=-4
Сколько пар корней вы хотите получить? 3
Введите x=0
y=2
Введите x=2
y=0
Введите x=-2
y=4