Целесообразность, соответствие явления или процесса определённому (относительно завершенному) состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели.Ц. рассматривается, с одной стороны, как имманентная (внутренняя) взаимосвязь объекта самого по себе, а с другой — как некоторое отношение в сфере взаимодействия объекта и субъекта. Отношение Ц., характерное для человеческой деятельности, вместе с тем может выступать в качестве научного принципа исследования структуры и функций саморегулируемых и эквифинальных систем (т. е. систем достигать одинакового конечного результата независимо от начальных условий).Генетически понятие Ц. связано с целеполаганием как существенным элементом человеческой деятельности, характеризующим как мыслительные процессы, так и предметную деятельность человека, прежде всего — процесс труда (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 189). Основа целесообразной деятельности человека — законы внешнего мира, природы (см. В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 171).В мышлении донаучного периода в силу его антро представление о Ц., которая присуща человеческой деятельности, распространялось на природу. Антро характерен и для религиозного мировоззрения, толкующего Ц. как выражение божественного разума; он лежит в основе идеалистической телеологии, извращённо толкующей Ц. Вместе с тем в классических формах телеологии (имманентная телеология Аристотеля, Г. Лейбница, Ф. Шеллинга и особенно Г. Гегеля) были раскрыты некоторые диалектические аспекты проблемы Ц. Научная интерпретация проблемы Ц. стала возможной лишь в рамках диалектико-материалистического мышления, выявляющего объективное значение Ц.При исследовании форм Ц. как объективного факта природы особое значение приобретает изучение органической Ц., которая проявляется в характерных для живых систем особенностях строения и функций, организации процесса обмена веществ, управления и регуляции и пр. Именно здесь телеология в разных её формах претендовала если не на универсальное значение, то во всяком случае на роль необходимого "дополнения" к якобы недостаточному каузальному (причинному) анализу. По мере развития биологии постепенно преодолевалось телеологическое мышление, органическая Ц. объяснялась путём обращения к её материальным причинам. Особое значение имела здесь дарвиновская теория эволюции (см.Эволюционное учение),которая объяснила органическую Ц. как при организмов к условиям их существования. Отвергая телеологию, дарвинизм вместе с тем не отбрасывал фактор органической Ц. (см. ниже Целесообразность в биологии)
Program Task; Const m = 8; n = 5; Var A: Array [1..n] of Integer; B: Array [1..m, 1..n] of Integer; i, j, min: Integer; product: LongInt; Begin Randomize; For i := 1 To m Do For j := 1 To n Do B[i, j] := Random(20 + 1) - 10; WriteLn('Матрица B:'); For i := 1 To m Do Begin For j := 1 To n Do Write(B[i, j], ' '); WriteLn; End; For i := 1 To n Do For j := 1 To m Do A[i] := A[i] + B[j, i]; WriteLn('Массив A:'); For i := 1 To n Do Write(A[i], ' '); WriteLn; min := 1; product := 1; For i := 1 To n Do Begin product := product * A[i]; If A[i] < A[min] Then min := i; End; WriteLn('Минимальный элемент: ', A[min]); WriteLn('Его расположение: ', min); WriteLn('Произведение всех элементов: ', product); ReadLn; End.
Const m = 8; n = 5;
Var A: Array [1..n] of Integer;
B: Array [1..m, 1..n] of Integer;
i, j, min: Integer;
product: LongInt;
Begin
Randomize;
For i := 1 To m Do
For j := 1 To n Do
B[i, j] := Random(20 + 1) - 10;
WriteLn('Матрица B:');
For i := 1 To m Do
Begin
For j := 1 To n Do
Write(B[i, j], ' ');
WriteLn;
End;
For i := 1 To n Do
For j := 1 To m Do
A[i] := A[i] + B[j, i];
WriteLn('Массив A:');
For i := 1 To n Do
Write(A[i], ' ');
WriteLn;
min := 1;
product := 1;
For i := 1 To n Do
Begin
product := product * A[i];
If A[i] < A[min] Then
min := i;
End;
WriteLn('Минимальный элемент: ', A[min]);
WriteLn('Его расположение: ', min);
WriteLn('Произведение всех элементов: ', product);
ReadLn;
End.